Проект Нового Кодекса об административной ответственности

Алишер Н. Мухитдинов

Проект Нового Кодекса об административной ответственности

Концептуальный подход к разработке нового КоАО

Алишер Нуритдинович Мухитдинов

11.07.2013


Предлагается следующий концептуальный подход
к разработке Кодекса об административных правоотношениях:

1. Кодекс должен быть единым сводным законом, регулирующим административно – юрисдикционный процесс деятельности субъектов государственно-исполнительной власти и суда по применению мер административного принуждения, осуществляемой в административно-процессуальной форме.

Задачами административно – юрисдикционного процесса являются :
создание условий для эффективной деятельности государственной  власти;
·       содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере административного права;
·       обеспечение граждан и юридических лиц возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;
·       защита граждан, юридических лиц и общества от административного произвола;
·       защита нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан в сфере административного права.

2. Кодекс должен включать правовые нормы материального и процессуального права, регулирующие общие для всех административных правонарушений вопросы и устанавливающие единые правила фиксации, возбуждения, расследования, рассмотрения административных правонарушений и исполнение наказаний.

3. Кодекс должен состоять из двух частей
·       Первая часть – общие нормы, процессуальное регулирование
·       Вторая часть – перечень объектов правонарушения и их классификация.

Необходимо разработать дополнение
·       Конституции и Закона «О судах» нормами об административном суде
·       и внесение изменений в УК и УПК.

4. Действующий вариант, когда законодательство состоит из Кодекса и специализированных законов должен быть полностью исключен.

5. В дополнение к Кодексу необходимо принять или дополнить/изменить специализированные законы, которые будут устанавливать
·       состав/перечень подведомственности административных правонарушений;
·       государственные органы, правомочные  расследовать и рассматривать дела об административных правонарушениях во внесудебном порядке.

6. В дополнение к Кодексу необходимо принять или дополнить/изменить специализированные законы, которые будут устанавливать
·       состав/перечень подведомственности административных правонарушений;
·       государственные органы, правомочные  расследовать и рассматривать дела об административных правонарушениях во внесудебном порядке.

7. Отдельно необходимо рассмотреть отнесение отдельных видов правонарушений к уголовным преступлениям и административным правонарушениям. С учетом того, что
·       к уголовным преступлениям должны быть отнесены преступное посягательство на определенные объекты;
·       к административным делам относятся только  правонарушения связанные с государственным управлением, нарушение установленных правил.

8. Включенные в действующий КоАО и в УК малозначительные преступления необходимо передать в юрисдикцию административного суда. В отношении таких преступлений будет применяться процессуальное право нового КоАО, но материальное право УК. Данное положение необходимо включить в УПК и Кодекс, как отдельный раздел.

9. Исходя из нормы статьи 19 Конституции «Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью» Кодекс должен содержать как права и ответственность граждан и юридических лиц, так и государственных органов, их представителей и судей.

10. Первая часть Кодекса должна регулировать весь комплекс административно – юрисдикционного процесса.


11. Фиксация административного правонарушения, возбуждение дела, административное расследование, рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляют специально уполномоченные органы/должностные лица.
При этом внесудебная система работает только при признании вины гражданина или юридического лица. В случае спора административное рассмотрение должен осуществлять только суд.

12. Необходимы нормы упрошенного наложения наказания (без расследования и рассмотрения), а также упрощенная система рассмотрения.

13. Санкции за правонарушения должны быть фиксированными, без права должностных лиц и судей выбирать. Данное положение уже применено Законом РУз от 26.04.2011 г. N ЗРУ-289, который установил фиксированные санкции.

14. Судебное рассмотрение административных правонарушений осуществляется самостоятельным административным судом (не уголовным судом)
·       при наличии спора,
·       при необходимости принудительного исполнения наказания.

15. Система наказания должна быть единой для всех видов административного правонарушения. Размер наказания должен определяться только нормами Кодекса. Субъект административной юрисдикции при определении вида наказания должен исходить из нормы конкретной статьи Части 2 Кодекса, а при определении размера наказания из норм Части 1 Кодекса, то есть конкретные статьи Части 2 не должны содержать размер наказания, а только классификацию правонарушения и вид наказания.

16. Система наказания должна иметь гибкий характер – от полного освобождения от наказания до применения прогрессивного штрафа.
При этом система наказания должна иметь как жесткие санкции за неисполнение (например, при просрочке уплаты штрафа на 1 день сумма увеличивается в два раза), так и систему поощрения за своевременное исполнение наказания (например, при уплате в трех-дневный срок сумма снижается в два раза).

17. Вторая часть Кодекса должна быть разделена на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на конкретные области государственного управления.
Виды административных правонарушений должны быть объединены в Кодексе в классификационные группы (главы).
Конкретные административные правонарушения (статьи) должны иметь структуру взаимной ответственности – как физических и юридических лиц, так и органов государственного управления, субъектов административной юрисдикции, судов.


Примечание:
При разработке структуры и текстов можно использовать УК и ГК, УПК, ГПК, ХПК. Но, ни в коем случае нельзя использовать полные тексты, так как нормы в этих кодексах имеют многочисленные противоречия с Конституцией, другими законами, противоречия внутри самого кодекса, применение неправильное терминологии и понятий.

Предлагаемые принципиальные изменения КоАО :


Раздел 1 Общие положения

Глава 1 Основные положения

1.     КоАО является единственным законом, устанавливающим правила производства по административным делам, обеспечения процесса и исполнения решений Примечание : По всему Кодексу исключены отсылки на «другие законы» и «законодательство»
2.    Другие законы и подзаконные акты принимаются только для утверждения стандартных форм процессуальных документов и назначения субъектов административной юрисдикции, определения подведомственности административных дел отдельным органам государственной исполнительной власти, а также определения порядка исполнения актов, принимаемых субъектами административной юрисдикции, не предусмотренных настоящим Кодексом.
3.    Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы административного правонарушения, и акты, принимаемые по административным правонарушениям, должны соответствовать Кодексу.
4.    Конституционный, уголовный, гражданский и хозяйственные суды, принимая решения по административным правонарушениям, совершенным при рассмотрении других дел, обязаны соблюдать правила, установленные КоАО.
5.    Введены понятия и четкие нормы, устанавливающие задачи и принципы административного права. При этом охрана интересов личности и государства равны.
6.    Установлено, что нормы административного права регулируют общественные отношения только непосредственно связанные с государственной управленческой деятельностью
7.    КоАО является единственным законом, устанавливающим наказание за административное правонарушение (за исключением административных правонарушений, совершенных при рассмотрение дел другими судами).
8.    Административной ответственности подлежат как физические, так и юридические лица, должностные лица и сами субъекты, расследующие и рассматривающие административное правонарушение.
9.    Введен полный перечень обстоятельств исключающих вину.
10. Введен точный срок погашения административного наказания. При этом «снятие наказания», как в УК, Кодексом не предусмотрено, так как не целесообразно.
11.Введена и определена классификация административных правонарушений в зависимости от характера и степени общественной опасности. Установлены критерии классификации административных правонарушений в зависимости от характера и степени общественной опасности.

Глава 2 Общие положения административно - юрисдикционного процесса

12. Административно-процессуальная деятельность осуществляется во внесудебном либо судебном порядке.
13.Определены субъекты административной юрисдикции, осуществляющие внесудебную и судебную административно-процессуальную деятельность.
14. При этом административно-процессуальную деятельность, осуществляется в  судебном порядке с целью
расследования, рассмотрения и разрешения административно-правовых нарушений и применения наказания, при наличии споров сторон;
расследования, рассмотрения, разрешения и применения наказания по административно-правовым нарушениям, отнесенным настоящим Кодексом к исключительной компетенции суда;
применения, при необходимости, принудительного исполнения административного наказания.
15. Определены виды и понятия административного производства
·       упрощенной процедуры наложения административного наказания,
·       полной процедуры административного производства,
·       обжалования актов об административном наказании,
·       жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц
16. Дан перечень обстоятельств, исключающих производство по делу по реабилитирующим основаниям
17. Дан перечень обстоятельств, исключающих производство по делу по нереабилитирующим основаниям
18. Даны разъяснения последствия прекращения или отказа от преследования за административное правонарушение.
19. Установлен срок давности привлечения к административной ответственности и основания приостановления срока давности.

Глава 3 Субъекты административного процесса.

20. Определены (дан полный перечень) и дано понятие субъектов административного процесса, как индивидуальных, так и коллективных. В том числе перечень - субъекты административной юрисдикции, стороны (заинтересованные стороны) административного процесса (дела), участники административного процесса (дела), их правоспособность и дееспособность.
21.  Дано четкое понятие местонахождения юридического лица, места жительства (место проживания) физического лица
22. Дан исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении, порядок отводов и самоотводов

Глава 4 Доказывание и доказательства в административном процессе.

23.Дан перечень доказательств, способов и средств доказывания, их понятие и характеристики
24. Дан перечень того, что должно доказываться
25.Определено в каких случаях и кто должен доказывать
Каждое лицо, являющееся стороной или участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений
·       Но факт совершения правонарушения, основания для применения мер наказания, наступления возможных последствий и/или возможное получение выгоды доказывает инициатор возбуждения дела (контрольные и надзорные органы) и субъект административной юрисдикции.
·       При расследовании и рассмотрении жалоб, заявлений или споров о признании недействительными актов государственных и иных органов и/или действие (бездействие) должностных лиц обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт или должностное лицо, чьи действия (бездействие) обжалуется.
Введено, что требование от подозреваемого лица дрказать свою невиновность незаконно.
26.Установлено, что все стороны равны и могут использовать те же средства доказывания.
27. Установлен порядок и сроки исполнения поручений и запросов, истребования сведений.

Глава 5
Административно-предупредительные меры.
и
Глава 6
Меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении

28. Даны понятия, виды,  назначение и пределы применения административно-предупредительных мер и их цель, порядок применения.
29. Даны понятия, виды, назначение и пределы применения мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении и их цели, порядок применения.
30. Установлено порядок оформления  и содержание протокола о применении административно-предупредительных мер и мер обеспечения производства.
31. Установлен общий (для любой стадии административного процесса) порядок вызова сторон и участников дела, порядок извещения и кто должен обеспечивать явку.

Глава 7 Общие правила производства по делам об административных правонарушениях

32. Установлено, что нормы настоящего Кодекса являются обязательными для государственных органов и органов юридических лиц, общественных организаций при осуществлении ими в пределах своих полномочий функций контроля и надзора.
33.Установлено, что подведомственность устанавливается специализированными законами, а подсудность настоящим Кодексом.
34.Определено более расширенное понятие языка, на котором ведется административное производство.
35. Дано расширенное понятие гласности (проведение открытого и закрытого производства), а также проведения закрытого производства не на усмотрения субъекта административной юрисдикции, а только по установленным настоящим Кодексом правилам. Примечание : Даны права, которые прямо не указаны ни КоАО, ни в УПК, ни ГПК, ни ХПК.
36. Установлено, что запрет на право ведения письменных заметок, стенограмму и звукозапись, запрещается. А запрещать проведение кино- и фотосъемки, видеозаписи, а также трансляция по радио и телевидению можно только по мотивированному ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности и потерпевшего
Определено, что получение материалов дела для ознакомления и/или снятия копий осуществляется уведомительным характером, за счет заявителя, жесткий срок представления и право применять при снятии копий любыми техническими средствами. Непредставление материалов является грубым нарушением прав сторон.
37.Установлены сроки и порядок вручения актов (в том числе если по почте то устанвлено количество дней, когда считаются врученными)– обязательное вручение которых предусмотрено настоящим Кодексом – без напоминаний; другие акты по заявлению.
38. Определено четкое понятие презумпции невиновности
39.Определено кто имеет право подавать ходатайство, порядок подачи и рассмотрения. Не рассмотрение ходатайства субъектом административной юрисдикции считается грубым нарушением прав стороны, подавшей ходатайство. Примечание : В отличии от ГПК и ХПК дан четкий порядок рассмотрения, в том числе немедленное рассмотрение и право обжаловать любое определение по ходатайству отдельно от акта по существу.
40. Дан порядок установления и исчисления процессуальных сроков
41. Введена норма безусловного восстановления процессуальных сроков (без заявления)
42. Дано четкое понятие и перечень уважительных причин и что не является уважительными причинами
Файл 19 - Уважительность пропуска сроков
Файл 20 - Обоснование сроков
43.Установлено, что субъект административной юрисдикции обязан выносить  акт по процессуальному действию, которым дело не разрешается по существу

Глава 8 Расходы по делам об административных правонарушениях.

44.Дан исчерпывающий перечень состава расходов по делам об административных правонарушениях и порядок определения размера.
45.Определено в каких случаях и на кого относятся расходы
46.Предусмотрены особенности отнесение расходов при прекращении производства по делу и передачи материалов  прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, расходов, связанных с применением административно-предупредительных мер и мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении
47.Дан перечень оснований не взыскания расходов
48. Государственная пошлина – только в бюджет РУз, порядок уплаты и зачисления, перечень объектов подлежащих, печень объектов освобожденных, перечень плательщиков и в каких случаях, порядок определения размера, порядок возврата и уплаты. Примечание : за основу взят НК, но с особенностями.
49. Введены нормы уплата государственной пошлины, плательщики, порядок уплаты,
·       перечень объектов взимания – в том числе с заявлений о правонарушении, с тех кто подает в суд – субъектов административной юрисдикции  и т.д. (действующие кодексы по неизвестным причинам освобождают государственные органы,
·       порядок определения размера, возврата, кто платит.

Глава 9 Наказание за административное правонарушение.


50.Форма и определение размера наказания за административное правонарушение являются едиными и установлены в Общей части КоАО.
51.Специальная часть КоАО в отдельных статьях не устанавливает форму и размер наказания.
52.Субъект административной юрисдикции при установлении формы и размера наказания должен определить и доказать только факт совершения правонарушения, характер и степень общественной опасности правонарушения.
53. Установлены виды административного наказания. При этом такие наказания как безвозмездное изъятие и арест исключены.
Смотри Причины исключения ареста из КоАО (файл 1) Причины исключения возмездного изъятия (файл 1А).
54. Даны понятия наказаний, за что и к кому применяются.
55. Дан порядок применения и исполнения каждого вида наказания. При этом исправительные работы применяются только к виновным лицам, у которых отсутствуют финансовые средства для уплаты штрафа.
56. Установлен максимальный размер всех видов наказания (кроме прогрессивного штрафа)
57. Размер наказания в виде штрафа устанавливается в зависимости от характера и степени общественной опасности административного правонарушения. Введен штраф двух видов – фиксированный и прогрессивный. Определено к кому и как устанавливается штраф, порядок расчета прогрессивного штрафа.
58.  Указаны подробные принципы назначения административного наказания. Общие правила назначения административного наказания.
В том числе установлено, что в соответствующей статье, предусматривающей административное правонарушение, указывается
·       степень общественной опасности данного правонарушения
·       а также вид административного наказания.
То есть в статьей не указывается размер наказания, который рассчитывается.
59.В том числе установлено, что в соответствующей статье, предусматривающей административное правонарушение, указывается
·       степень общественной опасности данного правонарушения
·       а также вид административного наказания.
То есть в статье Специльной части Кодекса  не указывается размер наказания, который определяется или рассчитывается по общему принципу.
60.  Введено положение, что наказание по одному делу может быть наложено и на должностное лицо и на юридическое лицо.
61. Введена новая система основных и дополнительных административных наказаний (Отличается от действующего и российского).
62. Введены нормы - Обстоятельства, исключающие административную ответственность по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям.
63. Установлены размеры административного наказания в зависимости от характера и степени общественной опасности.
64. Установлены и дан исчерпывающий перечень обстоятельств смягчающих административную ответственность, к кому и как они конкретно применяются (освобождение от наказания, снижение размера наказания  и т.д.).
65.Установлены и дан исчерпывающий перечень обстоятельств отягчающие административную ответственность, к кому и как они конкретно применяются (увеличение наказания и т.д.).
66. Введен порядок определения наказания за правонарушение, совершенное впервые и при множественности правонарушений. Даны понятия множественности правонарушений.

Глава 10 Ограничения оснований для применения административного наказания  для некоторых категорий лиц

67. Ограничения оснований для применения административного наказания  для военнослужащих и приравненных к ним лиц. Установлено, что за административные правонарушения, не связанные с установленным порядком прохождения военной службы, военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях (полное отличие от действующего КоАО и РФ). Смотри файл 8 – Военнослужащие
68.  Дан перечень лиц, в отношении которых установлены ограничения оснований для применения мер и административного наказания пользующихся депутатской неприкосновенностью - судей, прокуроров, следователей прокуратуры, МВД и СНБ, адвокатов, журналистов, кандидата в Президенты Республики  Узбекистан, иностранного гражданина и иностранного юридического лица. А также порядок лишения неприкосновенности. Смотри файл 8 - Свод неприкосновенных

Глава 11 Ответственность за административные правонарушения, направленные против правосудия.

69. Введены нормы, по которым наказание за неуважение законов несут все стороны административного процесса в равной мере по всем объектам
70. Дан полный перечень субъектов и объектов административной ответственности за проявление неуважение к закону.
71. Раскрыты понятия объектов административной ответственности за проявление неуважение к закону
72. Проявление неуважения к закону является административным правонарушением со средней степенью общественной опасности.
73. Наложение штрафа отнесено к упрошенной процедуре
74.  Дан перечень оснований для принятия решения о привлечении виновного лица к уголовной ответственности

Глава 12 Возмещение (компенсация) ущерба (вреда), причиненного административным правонарушением

75.Подробно расписано кто и в каких случаях возмещает ущерб (вред). Введено положение о возмещении ущерба как лицом, совершившим административное правонарушение, так и субъектом административной юрисдикции, вынесшим незаконный акт по административном правонарушению, а также лица незаконно применившие административно-предупредительных мер, мер обеспечения производства или меры принуждения по делам об административном правонарушении.
76. В источник повышенной опасности кроме всех видов транспортных средств включены и животные (не только домашние, так как могут быть и дикие животные, содержащиеся в домашних условиях)
77. Определено, когда и кем возмещается лицу, привлеченному к административной ответственности, а также лицу, в отношении которого  незаконно применены административно-предупредительные меры и меры обеспечения производства, причиненного ущерба (вреда).
78. Определено когда производится возмещение лицом, признанным виновным в совершении административного правонарушения, причиненного ущерба (вреда).
79. В принципе подлежит возмещению ущерб (вред) причиненный в состоянии крайней необходимости.
80.  Введено ограничение возмещения ущерба (вреда).
81. Дан перечень случаев возмещения ущерба (вреда) в случае неприменения к виновному лицу административного  наказания
82. Правопреемники при возмещении ущерба (вреда) физических и юридических лиц.
83. Ответственное лицо за причинный ущерб (вред). Когда ущерб возмещает не лицо, признанное виновным
84. Ограничение ответственности владельца источника повышенной опасности за ущерб (вред)
85. Ответственность несовершеннолетних за причинный ущерб (вред), недееспособных, солидарная ответственность
86. Компенсация морального вреда – когда, кем, при каких условиях, как рассчитывать вред (этой нормы вообще нет в законодательстве РУз и СНГ)
87.Право на обращение в хозяйственный или гражданский суд.

Раздел 2 Производство по делам об административном правонарушении.

Глава 13 Протокол об административном правонарушении

88. Определенно чем является Протокол об административном правонарушении, где, когда и как он составляется, его содержание.

Глава 14 Упрощенная процедура наложения административного наказания

89. Введены нормы порядка наложения административного наказания в виде штрафа по упрощенной процедуре возможно при отсутствии спора. Вынесение наказания по упрощенной процедуре, без расследования и рассмотрения - как, когда, в каких случаях, форма, сроки, взимание на месте, направление по почте, порядок и сроки оплаты штрафа, порядок обжалования и исполнения. (ранее такого не было).

Глава 15 Расследование дела об административном правонарушении.

90. Введено понятие производства административного  расследования, которое состоит из, возбуждения дела, установления фактических обстоятельств, процессуального оформления результатов расследования, направления материалов для рассмотрения по подведомственности. Установлены нормы порядка проведения расследования (основание, сроки, оформление, подведомственность, место, направление для рассмотрения и т.д.)
91.   Предусмотрено осуществление расследования по упрощенной процедуре, что будет способствовать быстроте и экономичности расследования.
92. Предусмотрены особенности расследования правонарушения правовых норм законов РУз о выборах Президента РУз, выборах в представительные органы власти и органы самоуправления, проведении референдума

Глава 16 Рассмотрение административного дела

93.Введено понятие производства административного  рассмотрения. Установлены нормы порядка проведения рассмотрения (сроки, оформление, подведомственность, место, порядок рассмотрения, формы принимаемых актов и их содержание и т.д.)
94.   Предусмотрено осуществление рассмотрения по упрощенной процедуре, что будет способствовать быстроте и экономичности расследования.
95. Введена норма непрерывности рассмотрения дела. (отличается от ГПК где исключена статья и неопределенности нормы ХПК)
96. Дан исчерпывающий перечень оснований приостановления рассмотрения и сроки.
97. Установлен порядок и сроки вручения акта по делу об административном правонарушении отличается и от ГПК и от ХПК (более четкий и жесткий)
98. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, содержание. Установлены более жесткие правила.
99. Установлено в каких случаях и в какой форме принимаются акты по результату рассмотрения дела об административном правонарушении.
100.                Дан исчерпывающий перечень оснований прекращения дела

Раздел 3. Производство надзорной инстанции.

Глава 17 Производство по жалобам и протестам на акты, выносимые по делам об административных правонарушениях

101.               Установлено, что любой акт может быть обжалован или опротестован. Такая норма в корне отличается от ГПК и ХПК, которые предусматривают обжалование только некоторых актов. Установлено кто имеет право.
102.                Определены содержания жалобы, порядок подачи, сроки и т.д.
103.               Установлена простая схема подведомственности и подсудности, что также отличается от сложной структуры ГПК и ХПК
104.               Определены четкие пределы и полномочия рассмотрения жалоб по каждой инстанции
105.               Введены нормы, в соответствии с которым кассационная инстанция отличается от апелляционной инстанции по трем критериям
кассация подается только на вступившие в  силу акты,
соответственно при кассационном обжаловании (опротестовании) больший срок для подачи жалобы,
различны полномочия
Кроме того установлено, что Аппеляция и Кассация подаются по выбору лица.
106.                Введена норма, что в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора дела в суде рассматриваются тремя судьями. В связи с этим выведено понятие «судебная коллегия», так как такие дела уже рассматриваются «коллегиально» и так как предполагается, что  рассмотрение в суде дела тремя судьями не позволит рассматривать в этом же суде это же дело судебной коллегией из-за нехватки судей.
107.               Не включены нормы о рассмотрении дел вышестоящим судом по первой инстанции, так как такие исключения (ГПК и ХПК) не корректны в отношении такого понятия как «неприкосновенность и независимость судей». Почему судья районного суда не может рассматривать дела ? (ст.144 ГПК и ст. 25 ХПК)
Кстати ст. 30 и 33 Закона «О судах» противоречит ГПК и сама система подведомственности очень сложна, запутана и ГПК, ХПК во многом не соответствуют Закону «О судах». А полномочия Пленума Верховного суда и Полену Высшего хозяйственного суда не соответствуют друг другу – ВХС не рассматривает конкретные дела.
Установленная в предлагаемом Кодексе система проста и соответствует понятию «неприкосновенность и независимость судей» - рассматривает суд районный (территориальный), потом вышестоящий.
Председатель Верховного суда обладает полномочиями истребовать любое административное дело для рассмотрения по первой, апелляционной, кассационной инстанции или в порядке надзора по мотивированному заявлению сторон административного процесса.
Дела, рассмотренные Верховным судом по административным делам Республики Узбекистан по первой инстанции, могут быть рассмотрены им в апелляционном или кассационном порядке по выбору лиц, имеющих право на обжалование (опротестование) в апелляционном или кассационном порядке. Дело, рассмотренное в апелляционном порядке, не подлежит рассмотрению в кассационном порядке.
Дела, рассмотренные Верховным судом по административным делам Республики Узбекистан по первой инстанции рассматриваются по жалобе (протесту) Президиумом Верховным судом по административным делам Республики Узбекистан.
Дела, рассмотренные Верховным судом по административным делам Республики Узбекистан в апелляционном или кассационном порядке по протесту в порядке надзора Президиумом Верховным судом по административным делам Республики Узбекистан.
108.               Предполагается, что в административный суд будет иметь три уровня структуры
районный в городе или городской,
республиканский в Каракалпакской республике, областной в области и суд г. Ташкента,
Верховный суд по административным делам РУз.
Примечание - Необходимо внести дополнение в Закон «О судах». Там про административный суд вообще ничего нет, так как административный суд входит в состав уголовного суда.
Верховный суд по административным делам РУз состоит из судей, Президиума
109.               Расширены, по сравнению с ГПК и ХПК, основания обязательной отмены акта
110.                Установлено, что срок подачи жалобы исчисляется со дня вынесения акта, но фактически этот срок не со дня вынесения акта, а со дня вручения акта - в течение тридцати дней со дня его вручения (введена норма безусловного восстановления срока)
111.               Установлен короткий срок рассмотрения жалобы, протеста
112.               Протест в порядке надзора. Срок установлен как срок исковой давности по ГК
113.               Подача заявления для опротестования акта в порядке надзора. Срок 1 год

Глава 18. Производство по жалобам (протестам) или заявлениям об административном правонарушении

114.               Порядок подачи, рассмотрения жалоб (протестов) и заявлений об административном правонарушении, в том числе на   неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц.
Примечание :
В действующем КоАО и законодательстве РУз вообще нет такого единого порядка.
Речь идет об органах контроля и надзора государственных и, особенно, юридических лиц, которые вскрывают административные правонарушения, но не имеют полномочий самим расследовать и рассматривать, или должны направлять внутри своей системы, но в коллегиальный орган или суд, а также о гражданах, которые по действующему законодательству РУз имеют только право подавать обращения вообще (Закон об обращениях граждан). А также о жалобах, протестах и заявлениях на должностных лиц, в том числе субъектов административной юрисдикции.

Раздел 4. Исполнение актов по делам по делам об административных правонарушениях

Глава 19 Общие положения, регулирующие исполнение актов

115.               Исполнение актов. Предусмотрены сроки вступления в силу; основания и порядок приостановления, перерыва срока, прекращения, давность исполнения, ответственность за неисполнение, поворот.
Смотри файл 2 - Недостатки норм, регулирующих неисполнение актов об административном наказании


Глава 20 Отсрочка и рассрочка исполнения акта об административном наказании, изменение способа и порядка исполнения акта

116.               Отсрочка и рассрочка исполнения. Полномочия, по какому наказанию, порядок и сроки, основания и т.д.


Глава 21 Порядок исполнения актов по делам об административных правонарушениях

117.               Порядок исполнения актов. Обращение – кто, сроки, срок представления, направление для исполнения
118.               Предусмотрен дисконт при добровольной уплате штрафа = это совершенно новая норма и на наш взгляд ее ведение позволит резко увеличить своевременность уплаты штрафа и избежать долгую и нудную процедуру принудительного взыскания, которая стоит немалых денег
119.               Кроме меда предусмотрена и ложка дегтя. За просрочку уплаты штрафа, не зависимо от срока просрочки, начисляется пени в размере 100% от размера штрафа.
120.               Определен порядок исполнения по видам наказания, а также принудительного исполнения.

Раздел 5. Рассмотрение малозначительных преступлений.

Глава 22 Рассмотрение дел об уголовных преступлениях

121.                Рассмотрение дел об уголовных преступлениях – это вообще новое и требует пересмотр как УПК, УК, так и действующее КоАО по специальной части.
122.               Введено всего два положения
Дела по малозначительным преступлениям, предусмотренные Уголовным кодексом РУз, рассматриваются административным судом.
В отношении малозначительных преступлений применяется процессуальное право настоящего Кодекса и материальное право Уголовного кодекса РУз.

Такие нормы позволяют резко сократить нагрузку на следователей (нет необходимости соблюдения всех процессуальных норм расследования уголовных дел) и суды по уголовным делам, так как такие дела будут рассматривать субъекты административной юрисдикции и/или административные суды.

Раздел 6. Термины

Глава 23 Применяемые в настоящем Кодексе термины


123.                Применяемые в настоящем Кодексе термины – в действующем КоАО вообще нет.
В УК Раздел VIII. Правовое значение терминов - нет многих терминов


Примечание :
Концепция  разработана с 29.06.2011 г. по 26.07.2012 г., май 2013 г.

Меню



Комментариев нет:

Отправить комментарий