Некомпетентность и непрофессионализм разработчиков законов и законодателей

Алишер Н. Мухитдинов

Тематическое направление: Антикоррупционная составляющая законодательства Республики Узбекистан - особенности становление демократии и роли общественности в Республике Узбекистан

Наименование статьи: Некомпетентность и непрофессионализм разработчиков законов и законодателей

Алишер Нуритдинович Мухитдинов
20.06.2013

Некомпетентность и непрофессионализм разработчиков законов и законодателей подтверждается одним примером - регулирование выборов Президента РУз.
Данное направление законотворчества не только важно для граждан Узбекистана, но оказывает значительное влияние и на престиж нашего государства, находится под постоянным и пристальным вниманием мирового сообщества.

Выборы проводятся для формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан и реализации их избирательных прав через процедуру выборов по одной из видов избирательной системы.
В мировой практике существует  три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы :
·       Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил.
·       При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов.
·       Гибридная система является  смешанной систем мажоритарной и пропорциональной.

Порядок и правила проведения выборов Президента в Республике Узбекистан  закреплены в Конституции и Законе о выборах Президента.
Избирательное право это — подотрасль конституционного права, а в соответствии со статьями 90, 117 Конституции РУз,  статье 1 Закона «О выборах Президента РУз»,  избрание Президента осуществляется посредством выборов.
Президент Республики Узбекистан избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента определяется законом Республики Узбекистан. Данная норма Конституции [1] имела место и продолжает иметь место в тексте статьи 90 Конституции РУз.
Нормы части 1 статьи 1 Закон о «Выборах Президента РУз» [2] полностью идентичны данным нормам статьи 90 Конституции.

Референдум это всенародное обсуждение, опрос общественного мнения  Согласно статьи 9 Конституции РУз «наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум). Порядок проведения референдума определяется законом»
В свою очередь статья 1 Закона [3] определяет референдум как «всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни в целях принятия законов Республики Узбекистан и иных решений».

Таким образом, ни Конституция ни соответствующие законы РУз не смешивают понятие «выборы» и «референдум».

Кроме того, нормы статей 1 и 6 Закона «О гарантиях избирательных прав граждан» [4] определяет право граждан РУз участвовать в управлении делами  общества и государства. И это реализуется посредством участия граждан  «в  референдумах,  выборах  Президента  Республики  Узбекистан и представительных органов власти». То есть данный Закон также различает понятие «референдум» и «выборы» и не устанавливает между этими понятиями знак равенства.

Первые выборы президента Республики Узбекистан проведены 29.12.1991 года. Полномочия истекали в декабре 1996 года.

Однако в 1996-97 годах, после истечения срока полномочий Президента, выборы не проводились, так как 26.03.1995 года был проведен референдум о продлении полномочий Президента. 
На основании данного референдума выборы в 1996 году не проводились, хотя это прямо и не двусмысленно противоречит Конституции, Закону «О выборах президента» и Закону «О референдуме» [5], которые не предусматривают проведение выборов или продление полномочий президента посредством референдума – должны проводиться именно выборы.

Данную позицию на запрос Президента официально подтвердил своим постановлением от 05.05.1995 года Олий мажлис  [6] (высший законодательный орган Узбекистана). Была предпринята попытка указать на необходимость соблюдения Конституции и законов «О выборах президента» и «О референдуме».
05.05.1995 года Олий Мажлис РУз на письменное  заявление Президента «О признании продленного референдумом срока его полномочий вторым сроком пребывания в должности президента» ответило отказом. И разъяснил, что «Предложение о признании продленного референдумом срока полномочий Президента Республики Узбекистан с 1997 до 2000 года вторым сроком пребывания его на посту главы государства выходит за рамки вопроса, вынесенного на референдум, и требует внесения изменений в Конституции Республики Узбекистан».
Однако эта попытка провалилась, данное постановление было проигнорировано, изменения в Конституцию и законы не внесены, выборы не проведены.
В дальнейшем Олий Мажлис уже не предпринимал подобных попыток.

Вторые выборы Президента проведены 09.01.2000 года  и его полномочия истекли в январе 2005 года.
В 2005 году выборы не проводились, так как 27.01.2002 года был проведен референдум об изменении конституционного срока полномочий президента с 5-ти лет на 7-мь лет.

Олий Мажлисом Республики Узбекистан принят Конституционный закон РУз от 04.04.2002 г.  № 350-II «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти», которым в статье 8 конституционный срок полномочий Президента Республики Узбекистан установлен семь лет.
Из статьи 1 данного Конституционного закона следует, что новые положения определены по результатам всенародного голосования (референдума) 27 января 2002 года, которым принято решение по двум принципиальным вопросам - об образовании двухпалатного парламента и изменении конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан. Из этого же Конституционного закона следует, что по вопросу продления сроков полномочия Президента никакого голосования не было.

Несмотря на это тот же Олий Мажлис уже 05.04.2002 года принял Постановление № 357-II, которым следующие выборы назначены на 23.12.2007 года. В этот же день такое же решение приняла и Центральная избирательная комиссия РУз, то есть выборы назначены почти через три года после истечения полномочий.

В Постановлении Олий Мажлиса указано, что дата выборов назначена «В соответствии с решениями Референдума Республики Узбекистан от 27 января 2002 года и статьей 3 Конституционного Закона от 4 апреля 2002 года "Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти"»
При этом только
·       24 апреля 2003 года, через год после назначения новых выборов, Олий Мажлис принял постановление [7] о вступление в силу изменений Конституции – изменение срока полномочий на 7-мь лет с сохранением предела не более 2-х раз подряд. Данные новые нормы Конституции вступали в силу с января 2005 года.
·       03.12.2004 года [8], через 2,5 года после назначения новых выборов, приняты соответствующие изменения Закона «О выборах президента».

Кроме того, Олий Мажлис этим своим Постановлением установил порядок введения в действие изменений Конституции в соответствие с которым статья 90 Конституции вступает в силу по итогам выборов в Законодательную палату и формирования Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Сенат Олий Мажлиса сформирован только в январе 2005 года [9]. Следовательно изменения статьи 90 Конституцию вступило в силу только в январе 2005 года, почти через три года после назначения выборов.

При этом законодатель и Центральная избирательная комиссия проигнорировали то, что решение Референдума и даже новые редакции законов, в том числе и статья 3 Конституционного Закона не содержат норм, предусматривающих выборы Президента в 2007 году, не содержат также и норм о продлении полномочий действующего Президента.

То есть срок новых выборов Президента, назначен 05 апреля 2002 года, и перенесенный почти на три года с января 2005 года на декабрь 2007 года,  в нарушение соответствующих норм Конституцией РУз, Закона «О выборах Президента», Конституционных законов и решения Референдума, и вопреки им.

Третьи выборы президента проведены 23.12.2007 года. Истечение полномочий – декабрь 2014 года.
Однако и здесь законодатель, что-то «напутал» и назначил следующие выборы на первую половину 2015 года [10].
При этом законодатель нарушил нормы части 2 статья 117 Конституции и  статьи 3 Конституционного Закона Республики Узбекистан от 4 апреля 2002 года N 350-II, в соответствии с которыми выборы Президента Республики Узбекистан проводятся «в год истечения конституционного срока его полномочий - в первое воскресенье третьей декады декабря».

Срок полномочий Президента установлен в части 2 статьи 90 Конституции [11].
Аналогичный срок был ранее установлен в части 3 статьи 1 Закона «О выборах Президента РУз» [12]

На референдуме, проведенном 27.01.2002 года народ проголосовал за изменение срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний.
Результат референдума был узаконен 04.04.2002 года [13].

Однако законодатель опять «забыл» внести соответствующие изменения в статью 90 Конституции в статью 1 Закона о выборах.
Сделано это было только соответственно через один год и три месяца [14] и через  два года и десять месяцев [15].

В результате, законодатель уже самостоятельно, без референдума и вопреки нормам Конституции и Закона о выборах, продлил полномочия Президента на три года с грубейшими нарушениям норм статьи 90 Конституции и статьи 1 Закона о выборах.

В 2011 году срок полномочий вновь поменяли с семи лет на пять лет [16].

В соответствии с преамбулой Закона [17] данная поравка является «логическим продолжением демократических преобразований в сфере государственного управления и общественного строительства с позиции задач, определенных в докладе Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса 12 ноября 2010 года "Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране". Правда в данном докладе [18] такая задача Президентом не ставилась.

В статью 1 Закона о выборах изменения [19] внесли уже ссылаясь на Закон РУз от 12.12.2011 г. № ЗРУ-305

Не могу сказать с чем связаны данные изменение (сокращение)  сроков полномочий Президента РУз, но то, что законодатель, внося данные поправки, опять грубо нарушает Закон РУз это точно.
Всем официально было объявлено, что изменение конституционного срока Президента РУз с пяти лет на семь лет  произведено на основании решения референдума 27.01.2002 года, имеются и соответствующие законы [20], подтверждающие это.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона [21] «Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой и могут быть отменены или изменены только путем референдума».

Как видно из Закона РУз от 12.12.2011 г. № ЗРУ-305 «О внесении поправки в статью 90 Конституции РУз», основанием для внесения поправки в статью 90 Конституции явилось желание законодателя «по укреплению демократических принципов государственного управления, роли и значения Олий Мажлиса в осуществлении социально-экономических, общественно-политических преобразований, а также практики государственного строительства, принятой в большинстве развитых демократических государств». О волеизличнии народа посредством рефрендума не скзано ни слова.

Учитывать «практику  развитых демократических государств» это конечно хорошо. Но в таких государствах главный принцип – не нарушать законы, что из приведенного примера законодатели РУз просто проигнорировали.

А вот зачем «укреплять роль и значение Олий Мажлиса» не понятно. Это и так единственный орган в Узбекистане, имеющий право принимать законы. Луше бы депутаты и сенаторы укрепляли свои знания законов, которые ими же и принимаются.

Вместо этих красивых слов законодателю надо бы ответить на вопрос – почему они нарушают законы, которые они сами и приняли ?

Подобные «ошибки» законодателя не являются случайными и носят системный характер.

Заключение

Народ Узбекистан в большей своей части с юмором и с удовольствием обсуждал эти прыжки и потуги государственных чиновников, к которым относит и депутатов и сенаторов.
Однако непонятно зачем портить имидж страны по глупости государственных чиновников ?

Такая чехарда, прыжки из стороны в сторону, неуважение к законам и,  особенно, к Конституции, ставят под сомнение способности и возможности разработчиков данных законов и законодателя.

В условиях когда по данным Центральной Избирательной комиссии РУз одного человека поддерживает и голосует за него более 90 % избирателей, и эта тенденция сохраняется более 20-ть лет, такая безалаберность разработчиков и законодателей может вызывать только удивление.
Достаточно было при проведении референдума поставить вопрос «Согласны ли Вы дополнить статью 117 Конституции РУз частью 3 следующего содержания – Решением референдума конституционные полномочия Президента могут  продлеваться не зависимо от истечения срока его полномочий». И все, не надо бесконечно менять конституцию и законы, и при этом запутывать других и себя.

Изложенные факты подтверждают предложение автора в статье «Законодательная поддержка развития коррупции» о необходимости

·       Не декларировать «всенародное, общественное и профессиональное» обсуждение проектов нормативно – правовых актов, а действительно выносить данные проекты на свободное обсуждение. А в Законе «О нормативно – правовых актах» определить четкий механизм вынесения проектов на обсуждение и внесенния замечаний и предложений, а также обязанность разработчика или учитывать их или давать мотивированный отказ, с приложением этих предложений и заключений по ним к проекту, чтобы законодатель тоже мог дать им оценку независимо от разработчика.

·       Кроме того, этим же Законом дать реальную возможность всем организациям и отдельным гражданам готовить проекты нормативно – правовых актов. При этом обязать все государственные органы оказывать им содействие, в том числе и практическую помощь, в том числе финансовую, в проведении обсуждения проекта и экспертиз. Опредить четкий механизм внесения таких проектов органам и лицам, которые обладают законодательной инициативой и их обязанности.

Данная статья была подготовлена 22 октября - 09 ноября 2010 года, июнь 2013 года.


Меню



[1] Конституция Республики Узбекистан. Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва.
Статья 90 Конституции в редакции, предшествующей Закону РУз от 24.04.2003 г. N 470-II, подтверждена Законом РУз от 24.04.2003 г. N 470-II и Законом РУз от 12.12.2011 г. N ЗРУ-305, которыми внесены в эту статью изменения.

[2] Закон Республики Узбекистан от 18.11.1991 г. № 414-XII «О выборах Президента Республики Узбекистан»
Статья 1 в редакции, предшествующей  Закона РУз от 26.12.1997 г. N 549-I, Закона РУз от 03.12.2004 г. N 714-II, Закона РУз от 12.12.2011 г. N ЗРУ-306, которыми внесены изменения в эту статью.

[3]Закон «О референдуме» в редакции закона РУз от 30.08.2001 г. № 265-II. В предыдцщей редакции закона от 18.11.1991 г. № 417-XII.

[4] Закон «О гарантиях избирательных прав граждан» от 05.05.1994 г. № 1051-XII с менениями  в соответствии с Законом РУз от 03.12.2004 г. N 714-II.

[5] Статья 2 Закон «О референдуме» в редакции закона РУз от 30.08.2001 г. № 265-II. В предыдцщей редакции закона от 18.11.1991 г. № 417-XII статья 5.

[6] Постановление Олий Мажлиса РУз от 05.05.1995 года
[7] Постановление Олий Мажлиса «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан" от 24 апреля 2003 г. № 470а-II.
Статья 90 Конституции РУз изменена Законом РУз от 24.04.2003 г. N 470-II  (срок полномочий президента с 5-ти лет заменен на 7-мь лет).

[8] Статья 1 Закона «О выборах президента» измена законом от 03.12.2004 г. N 714-II.

[9] Указа Президента  от 24.01.2005 г. № УП-3558 «О назначении членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
[10] Конституционный закон РУз от 09.04.2012 г. № ЗРУ-320 «Об очередных выборахпроедстпавительные органы государственной власти и Президента Республики Узбекистан»,  принят Законодательной палатой 6 марта 2012 года, одобрен Сенатом 23 марта 2012 года.

[11] Конституция Республики Узбекистан. Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва
[12] Закон Республики Узбекистан от 18.11.1991 г. № 414-XII «О выборах Президента Республики Узбекистан»

[13] Конституционный закон «Об итогах референдума и основных принципах  организации государственной власти» от 04.04.2002 г N 350-II.

[14] Статья 90 Конституции в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II

[15] Статья 1 Закона «О выборах Президента РУз» в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N 714-II.

[16] Статья 90 Конституции в редакции Закона РУз от 12.12.2011 г. N ЗРУ-305
Статья 1 Закона «О выборах Президента РУз» в редакции Закона РУз от 12.12.2011 г. N ЗРУ-306.

[17] Закон РУз от 12.12.2011 г. № ЗРУ-305 «О внесении поправки в статью 90 Конституции РУз», принят Законодательной палатой 10 ноября 2011 года, одобрен Сенатом 5 декабря 2011 года.

[18] Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан (12 ноября 2010 года) Раздел IV. «Обеспечение свободы выбора и развитие избирательного законодательства в Узбекистане.

[19] Закон РУз от 12.12.2011 г. № ЗРУ-306
[20] Постановление Олий Мажлиса РУз «О проведении референдума» от 06.12.2001 г. №  304-II.
Конституционный закон «Об итогах референдума и основных принципах  организации государственной власти» от 04.04.2002 г № 350-II.
Постановление Олий Мажлиса РУз от 05.04.2002 г. № 357-II.
Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» № 470-II от 24 апреля 2003 г.
Постановление Олий Мажлиса РУз от 24 апреля 2003 г. N 470а-II.
Закон РУз от 03.12.2004 г. N 714-II
Постановление ЦИК РУЗ от 18.09.2007 г.

[21] Закон «О референдуме» в редакции закона РУз от 30.08.2001 г. № 265-II. В предыдцщей редакции закона от 18.11.1991 г. № 417-XI.

Комментариев нет:

Отправить комментарий