Законодательное регулирование режимов чрезвычайных ситуаций и положений, военного положения

Алишер Н. Мухитдинов

Тематическое направление: Антикоррупционная составляющая законодательства Республики Узбекистан - особенности становление демократии и роли общественности в Республике Узбекистан

Законодательное регулирование режимов чрезвычайных ситуаций и положений, военного положения

Алишер Нуритдинович Мухитдинов 02.08.2013

Оглавление

Введение.
Законодательство Республики Узбекистан.
1. Определение режимов.
2. Каким образом законодательство РУз определяет режимы
2.1.  Военное положение
2.2. Чрезвычайное положение
2.3. Чрезвычайная ситуация
2.3.1. Упоминание термина «чрезвычайные ситуации» в законах РУз.
2.3.2. Некоторые законы не упоминают «чрезвычайные ситуации».
2.3.3. Определение термина «чрезвычайные ситуации».
2.3.4. Различный подход законодателей к термину «чрезвычайные ситуации»
2.3.5. Значение правильности применения термина «чрезвычайные ситуации»
3. Законодательство РУз ввело и новые термины, но не раскрыло, что они обозначают
3.1. «Чрезвычайные обстоятельства»
3.2. «Особое положение»
4. Предложение
Заключение



Введение.

Настоящая статья написана в марте 2012 г. – август 2013 г.

В соответствии с общепризнанной международной практикой

Военное положение (в испаноязычных странах — осадное положение) — особый правовой режим в государстве или в отдельных ее частях, как правило, в военное время, который устанавливается решением высшего органа государственной власти в случае
·       агрессии против государства
·       или непосредственной угрозы агрессии.
При военном положении все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечению общественного порядка и государственной безопасности переходят к военным органам.
Военное положение характеризуется введением в действие определенной законом государства совокупности чрезвычайных мер по охране государственной безопасности и общественного порядка в стране. Устанавливается повышенная ответственность (по законам военного времени) за неподчинение (неисполнение) приказам и распоряжениям военных властей государства.
Военное положение обычно предусматривает существенное ограничение некоторых прав и свобод граждан, в том числе таких основных, как свобода перемещения, свобода собраний, свобода слова, право на судебное рассмотрение дел, право на неприкосновенность имущества и тому подобное. Кроме того, судебная и исполнительная власть может быть передана военным судам и военному командованию

Чрезвычайное положение — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.
Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан, юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Чрезвычайное положение вводится для устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя государства.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства.
Такие основания подразделяются на две категории:
·       попытка насильственного изменения конституционного строя государства, захват или присвоение власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, региональные конфликты;
·       чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, эпидемии и эпизоотии, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, а равно, значительное нанесение материального ущерба в результате тех же причин.

В ХХ – ХI веках режим чрезвычайного положения вводился во многих странах :
·       с 16 декабря 1950 по 14 сентября 1978 — в США, введено президентом Трумэном во время Корейской войны, отменено Конгрессом США после того, как было обнаружено, что состояние чрезвычайного положения по окончании Корейской войны никем не было отменено.
·       с 1978 по 2001 гг. состояние чрезвычайного положения в США вводилось или продлевалось 33 раза.
·       с 1981 г. по февраль 2011 г. (около 30 лет) действовало чрезвычайное положение в Египте, введенное Хосни Мубараком, сразу после вступления в должность президента страны и отмененное после сложения им своих полномочий.
·       c 1963 г. по апрель 2011 г. (48 лет) действовало чрезвычайное положение в Сирии, введённое Партией Арабского социалистического возрождения.
·       14 сентября 2001 - введено в США после терактов 9/11, неоднократно продлевалось, последний раз в сентябре 2010.
·       ноябрь 2007 — в Грузии
·       ноябрь 2007 — в Пакистане
·       март 2008 — в Армении
·       июнь-июль 2008 — в Монголии
·       январь 2009 — в Словакии
·       апрель 2009 — в США (вспышка свиного гриппа)
·       апрель 2009 — в Таиланде
·       апрель 2010 — в Киргизии (переворот в Киргизии 2010 г.)
·       11 января 2013 - в Мали (Туарегское восстание).
·       28 января 2013 - в Египте в трех провинциях: Порт-Саиде, Суэце и Исмаилии

Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.
Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения в результате чего происходит или может произойти ЧС.

Чрезвычайные ситуации классифицируют:
·       по природе возникновения — природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;
·       по масштабам распространения последствий — локальные (объектные), местные, региональные, межрегиональные, общегосударственные, трансграничные;
·       по причине возникновения — преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);
·       по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;
·       по возможности предотвращения — неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные.
·       по ведомственной принадлежности.

ЧС природного характера.
К природного характера относятся ЧС связанные с проявлением стихийных сил природы :
·       гидрометеорологические (тайфуны, наводнения, смерчи, нагоны морской воды, вызывающие наводнения, пылевые бури, засухи, ливневые дожди, град, гололед, обледенение, стихийные пожары, морские бури, ураганы, сильные морозы, сильная жара, сильные туманы);
·       гидрогеоморфологические (лавины, сели, оползни, карст)
·       и эндогенные (землетрясения, вулканизм, цунами) явления.
К стихийным бедствиям относятся природные явления или процессы геофизического, геологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением безопасности жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей. Стихийные бедствия могут быть причиной аварий и катастроф.

ЧС техногенного характера.
К техногенным относят ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами :
ЧС техногенного характера — это ситуации, которые возникают в результате производственных аварий и катастроф на объектах, транспортных магистралях и продуктопроводах; пожаров, взрывов на объектах; загрязнения местности и атмосферы сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ), отравляющими веществами (ОВ), биологически (бактериологически) опасными и радиоактивными веществами.
Аварии и катастрофы на объектах характеризуются внезапным обрушением зданий, сооружений, авариями на энергетических сетях (ТЭЦ, АЭС, ЛЭП и др.), авариями в коммунальном жизнеобеспечении, авариями на очистных сооружениях, технологических линиях и т. д. Все эти аварии могут сопровождаться выбросами в окружающую среду, в атмосферу СДЯВ, ОВ, биологически вредных и радиоактивных веществ.
Авария — это непреднамеренный выход из строя машин, механизмов, устройств, коммуникаций, линий связи, продуктопроводов вследствие нарушения технологии производства, правил эксплуатации, мер безопасности, ошибок, допущенных при проектировании, строительстве, изготовлении, низкой трудовой дисциплины и, как следствие стихийных бедствий.
Наиболее характерными авариями являются взрывы, пожары, заражения атмосферы и местности химическими, биологическими (бактериальными) и радиоактивными веществами.
Катастрофы — это внезапные бедствия, аварии, влекущие за собой разрушения зданий, сооружений, уничтожение материальных ценностей, сопровождаемые массовой гибелью людей и животных.

ЧС экологического характера.
К экологическим ЧС относятся аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и другое, приведшее к изменению состояния почв, недр Земли, ландшафтов, состояния атмосферы, гидросферы, биосферы. Все эти ЧС происходят в результате техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
Эпиде́мия (греч. πιδημία — повальная болезнь, от πι — на, среди и δμος — народ) — широкое распространение какого-либо заболевания, первоначально инфекционного заболевания (чума, оспа, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп).
Эпизоо́тия (греч. πι — на, среди; ζον — животное) — широкомасштабное распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на определённой территории, значительно превышающее уровень заболеваемости, обычно регистрируемый на данной территории.
Эпифитотия, эпифити́я (греч. πι — на, среди; φυτόν — растение) — широкое распространение какого-либо инфекционного заболевания растений. Термин образован по аналогии с эпидемия, эпизоотия.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе, — межнациональные и религиозных конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, военные действия, диверсионные акты и др.

В основе классификации чрезвычайной ситуации по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба.
Чрезвычайные ситуации по масштабу можно разделить на :
Локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь является значительным, а для ликвидации аварийной ситуации недостаточно собственных сил и средств объекта.
Местного характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба является значительным, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
Регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта государства, при этом количество пострадавших составляет не более 500 человек либо размер материального ущерба является крупным.
Межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов государства, при этом количество пострадавших составляет не более 500 человек либо размер материального ущерба является крупным.
Общегосударственного характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет является особо крупным.
К трансграничным относятся чрезвычайные ситуации, поражающие факторы которых выходят за пределы государства, либо чрезвычайная ситуация произошли за рубежом и захватывают территорию государства.

По ведомственной принадлежности различают ЧС в следующих отраслях народного хозяйства:
·       в промышленности;
·       в строительстве;
·       на транспорте;
·       в жилищно-коммунальной сфере;
·       в сельском хозяйстве;
·       в лесном хозяйстве и т. д.

В последние годы режим чрезвычайной ситуации вводился в различных государствах в связи с интенсивными лесными пожарами, паводками и наводнениями.

Законодательство Республики Узбекистан.

Законодательство Республики Узбекистан содержит несколько терминов, которые в законодательных нормах переплетаются и зачастую противоречат друг другу.

1. Определение режимов.

Общеправовым классификатором отраслей законодательства РУз [1] установлены следующие отрасли законодательства :
02.07.00.00 Административно-правовые режимы, в том числе
·       Режим военного положения (02.07.02.00). Смотри также 15.05.02.00.
·       Режим чрезвычайного положения (02.07.03.00). Смотри также 16.03.03.00.
·       Режим чрезвычайных ситуаций (02.07.04.00).

В соответствии  с данным Классификатором
Режим военного положения относится к состоянию войны или военному положению (15.05.00.00 - 15.05.02.00 Военное положение).
Режим чрезвычайного положения относится к безопасности государства (16.03.00.00 - 16.03.03.00 Чрезвычайное положение).
Режим чрезвычайных ситуаций отсится к
·       охране окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности (11.02.00.00 - 11.02.06.00 Чрезвычайные экологические ситуации и зоны экологического бедствия);
·       безопасности общества (16.04.00.00 - 16.04.11.00 Чрезвычайные ситуации и иные вопросы безопасности общества);
·       праву международной безопасности (19.10.00.00 - 19.10.06.00 Чрезвычайные ситуации).
При режиме чрезвычайных ситуаций предусмотрено так же действия войск в чрезвычайных ситуациях (15.03.03.00).

2. Каким образом законодательство РУз определяет режимы
·       военного положения,
·       чрезвычайного положения,
·       чрезвычайных ситуаций.

2.1.  Военное положение.

Автор данной статьи нашел только один Закон, где применяется термин «военное положение» - в статье 50 Закона РУз от 29.09.2011 г. «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу» [2] предусмотрено, что
«В случаях чрезвычайных ситуаций, введения в районе дислокации мест содержания под стражей чрезвычайного или военного положения, в период военного времени, при групповых неповиновениях задержанных или заключенных под стражу, а также массовых беспорядках в местах содержания под стражей может быть введено особое положение.»

Однако автором статьи не найден закон или законы, которые дали четкое раскрытие (или вообще какое-либо раскрытие) понятия режима военного положения, его юридическую составляющую, порядок его введения.

Наиболее характерным в плане неясности являются законы, имеющие прямое отношение к обороне и вооруженным силам РУз.

Законы, касающиеся обороны и вооруженных сил РУз предусматривают отдельное понимание
·       состояние войны, военная агрессия против РУз
·       и чрезвычайное положение.

Так,

В статье 8 Закона РУз от 03.07.1992 г. «Об оброне» [3] (Текст статьи в редакции Закона РУз от 26.06.2006 г. N ЗРУ-38) указано, что
«Президент Республики Узбекистан - Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами:
объявляет в порядке, установленном Конституцией Республики Узбекистан, состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии, общую или частичную мобилизацию и вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан;». В предыдущей редакции данный текст аналогичен.
В статье 20 данного Закона указано
«С объявлением состояния войны или введением чрезвычайного положения может быть объявлена общая или частичная мобилизация.»
Аналогичные термины упоминаются и в других статьях данного Закона.

В части 2 статьи 3 Закона РУз от 12.12.2002 г. N 436-II «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» [4], где указано
«Всеобщая воинская обязанность включает подготовку граждан к военной службе, призыв (поступление) на военную службу, прохождение военной службы по призыву или по контракту, службу в резерве, альтернативную службу, соблюдение правил воинского учета, мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях или и случае военной агрессии против Республики Узбекистан

В части 4 статьи 8 данного Закона, где указано
«Резервисты в составе соединений и частей могут быть использованы по боевому предназначению как в военное, так и в мирное время при возникновении угрозы военной агрессии против Республики Узбекистан и безопасности страны, при ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуации в соответствии с указом Президента Республики Узбекистан.»

Данные термины упоминаются и в других статьях данного Закона.

Однако термин «чрезвычайное положение» в данном Законе не упоминается.

В Законе РУз от 25.04.2003 г. «О службе в резерве вооруженных сил РУз» [5] в различных статьях применяется термины
·       «в мирное и военное время при возникновении угроз военной агрессии против Республики Узбекистан, чрезвычайных ситуаций, а также для решения других задач по обеспечению безопасности и обороноспособности страны» (ст.3);
·       «при возникновении чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан» (ст.7).

Однако термин «чрезвычайное положение» в данном Законе не упоминается.

В данных законах «чрезвычайное положение» привязано к объявлению «состояния войны» или объявляется самостоятельно, без привязке к «состоянию войны».

Поскольку введение режима «чрезвычайное положение» имеет прямое отношение к армии, упоминание о них в данных законах обоснованно.

Однако не во всех рассмотренных законах предусмотрен режим чрезвычайного положения, что не понятно, так как именно такой режим возлагает на армию особые полномочия.

Неясно также почему
·       Закон «Об оброне», который является первичным, использует термин «чрезвычайное положение», но не использует термин «чрезвычайные ситуации»,
·       а другие рассмотренные законы, которые являются вторичными к Закону «Об обороне», использует термин «чрезвычайные ситуации», но не использует термин«чрезвычайное положение».

Каких либо упоминаний о «военном положении» в данных законах вообще не имеется.

Такое разночтение в законах можно объяснить только тем, что законодательно вообще не определены понятие и статус режимов «военное положение», «чрезвычайное положение» и «чрезвычайная ситуация».

2.2. Чрезвычайное положение.

Анализ официально опубликованных законов показывает, что
·       Конституция и Конституционные законы предусматривают только один режим – чрезвычайное положение,
·       а законы предусматривают, в основном только режим – чрезвычайные ситуации и то в различной интерпретации.

Так,

Конституция РУз [6] предусматривает только режим «чрезвычайное положение»
·       Статья 78 определяет, что к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся в том числе :
«19) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения».
·       Статья 93 определяет, что Президент Республики Узбекистан:
«19) в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются законом».
·       Часть 3 статьи 95, предусматривает, что
«Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан не могут быть распущены в период действия чрезвычайного положения».

Такие режимы как военное положение или чрезвычайные ситуации Конституция РУз не предусматривает.

Два Конституционных закона РУз от 12.12.2002 г. N 432-II [7] в стать\[ 8 также предусматрива.т только
«19) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения».

Часть 1 статьи 3 Закона от 18.11.1991 г. N 417-XII «О референдуме РУз» [8] предусматривает, что
«Референдум не проводится в условиях военного времени или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Республики Узбекистан, а также в течение трех месяцев после окончания военного времени или отмены чрезвычайного положения.»
Старая редакция данного Закона термины «военное время» и «чрезвычайное положение» не предусматривала.

В статье 29 КоАО РУз [9] предусмотрен административный арест в условиях режима чрезвычайного положения за посягательства на общественный порядок - до тридцати суток.

Однако автором статьи не найден закон или законы, которые дали четкое раскрытие (или вообще какое-либо раскрытие) понятия режима чрезвычайного положения, его юридическую составляющую, порядок его введения.

2.3. Чрезвычайная ситуация.

2.3.1. Упоминание термина «чрезвычайные ситуации» в законах РУз.

Предположительно первое упоминание в законах РУз режима «чрезвычайные ситуации» был в Законе РУз от 30.09.1991 г. N 364-ХII «О внесении изменений в Конституцию (основной закон) Узбекской ССР», где в пункте 2 указывалось
«2. Статью 118-5 изложить в следующей редакции:
"Статья 118-5. В целях выработки рекомендаций по проведению в жизнь республиканской политики в вопросах обороны, укреплению экономической независимости и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе при Президенте Республики Узбекистан действует Консультативный Совет. Консультативный Совет возглавляет Президент Республики Узбекистан. Задачи Консультативного совета определяются Положением о Консультативном совете.»
Однако настоящий Закон фактически утратил силу в части внесения изменений в Конституцию (Основной Закон) РУз с 08.12.1992 г. с утратой силы Конституции РУз 1978 г. в соответствии c Законом РУз от 08.12.1992 г. N 725-XII.

Следующее упоминание «чрезвычайные ситуации» появилось в Законе РУз «Об альтернативной службе» от 03.07.1992 г. [10], где в статье 1 применен следующий термин - «в том числе работ по ликвидации последствий аварий, катастроф,   стихийных   бедствий   и   других   чрезвычайных  ситуаций».

Законе РУз «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» от 03.07.1992 г. [11], где в пункте 6 статьи 29
«6. По Постановлению Кабинета Министров военнообязанные могут быть призваны на специальные сборы сроком до двух месяцев для предотвращения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу нормальной жизнедеятельности Республики Узбекистан.».
Данный Закон утратил ссилу в связи с введением Закон РУз от 12.12.2002 г. N 436-II «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».

Законе РУз «Об охране природы» от 09.12.1992 г. [12], где применен следующий термин
·       В статье 7  (Статья в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N 714-II) -
К совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся в том числе:
«объявление территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия и экологической катастрофы, установление правового режима этих зон и статуса пострадавших;»
·       В статье 10 -
К компетенции местных органов государственной власти и управления в области охраны природы относятся:
«в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения)» (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59)
·       Данный же термин, «чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения», предусмотрен и в статьях 48, 50.
В других статьях применяется термин «чрезвычайные экологические ситуации» или «возникновение чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения»

Законе РУз от 06.05.1993 г. «О воде и водопользовании» [13], где в статьях 35 и 35-1  (Статья 35 в редакции Закона РУз от 25.12.2009 г. N ЗРУ-240, статья 35-1 введена данным Законом) применен следующий термин
«о возникновении аварий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В предыдущей редакции статьи 35 данный термин не упоминался.

Законе РУз от 28.12.1993 г. «О стандартизации» [14], где в статье 1 применен следующий термин
«обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций».

Законе РУз от 27.12.1996 г. «Об охране атмосферного воздуха» [15], где в части 1 статьи 13 применен следующий термин «в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения».

Законе «О государственном санитарном надзоре» [16], где в статьей 27 применен следующий термин - «в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения». (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59).

Жилищном Кодексе РУз [17], где в части 6 статьи 137 применен следующий термин «Финансирование затрат по восстановлению жилищного фонда, разрушенного вследствие чрезвычайных ситуаций, осуществляется на основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан». Данный текст и термин «чрезвычайные ситуации» введен пунктом 10 статьи 2 Закона РУз от 08.01.2007 г. N ЗР.

Законе РУз от 26.12.1997 г. «О средствах массовой информации» [18] термин «чрезвычайные ситуации» применяется в статье 35.

Законе РУз от 30.08.2002 г. «О донорской крови и ее компонентов» [19], где в статье 25 применен следующий термин - «В случаях стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций на территории Республики Узбекистан организация донорства крови и ее компонентов осуществляется в порядке, установленном законодательством».

Законе РУз от 23.09.1994 г. «О недрах» [20] в новой редакции применен термин «чрезвычайные ситуации» в ст.33. В старой редакции данного Закона термин «чрезвычайные ситуации» не употреблялся.

Законе РУз от 07.05.1993 г. «Воздушный Кодекс РУз» [21], где часть 2 статьи 9 применен следующий термин  - «б) оказание помощи при стихийных или иных бедствиях, катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей или создающих опасность населения значительного экономического ущерба;» (Пункт в редакции Закона РУз от 26.12.1997 г. N 549-I).
Данный текст введен пунктом 2 раздела VIII Закона РУз от 26.12.1997 г. N 549-I.
В первоначальной редакции был текст «б) оказание помощи при стихийных или иных бедствиях, катастрофах, авариях, аварийных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей или создающих опасность населения значительного экономического ущерба;». То есть словосочетание «чрезвычайных ситуациях» не было.

Законе РУз от 12.12.2002 г. «О принципах и гарантиях свободы информации» [22], где в статье 6 применен термин «чрезвычайной ситуациях».

Законе РУз «О гарантиях свободы предпринимателской деятельности» в новой редакции [23], где в статьях 40-1 и 42 применен следующий термин «в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения».
Статья 40-1 введена в соответствии с Законом РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59 и утратила силу в связи с введением новой редакции Закона..
Новая редакция Закона (в том числе ст. 42) утверждена Законом РУз от 02.05.2012 г. N ЗРУ-328.

Законе РУз от 25.04.1997 г. N 415-I"О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности" [24], где в статье 5 применен следующий термин - «в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения». Абзац в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59.

Законе РУз от 15 апреля 1999 года "О лесе" [25], где в абзаце пятом статьи 11 применен следующий термин - "в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения". Абзац в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59.

Градостроительном кодексе РУз [26], где в абзаце шестом статьи 19 (и других статьях) применен следующий термин - " в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения». Абзац в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59.

Законе РУз от 30.09.2009 г. «О пожарной безопасности» [27], гле в статье 15 применен термин «чрезвычайные ситуации», а также сделана отсылка на «законодательство о защите от чрезвычайных ситуаций».
О каком законодательстве в данном случае идет речь неясно. Ввидимо речь идет о внутренниведомственных нормативно – правовых документах.

Хозяйственном процессуальном Кодексе РУз [28], где в статье 155-13 применен следующий термин - «в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения». Данная статья дополнена в Кодекс Законом РУз от 21.04.2011 г. N ЗРУ-288, который принят Законодательной палатой 16 марта 2011 годаи одобрен Сенатом 25 марта 2011 года.

Законе РУз от 20.12.2012 г. «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» [29], где в статья 22 применен следующий термин - «в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения».

Законе РУз «Об органах самоуправления граждан» [30], где в статья 14 применен следующий термин - «а также граждан, пострадавших от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера».
Предыдущая редакция, введеная в действие Постановлением ОМ РУз от 14.04.1999 г. N 759-I было указан - «а также граждан, пострадавших от стихийных бедствий», то есть термин «чрезвычайные ситуации» не употреблялся.

Таким образом видно, что наиболее активно термин «чрезвычайные ситуации» вводился в законы РУз в
1992-1993 годах, 1996 году, 2002 году, 2006-2007 годах, 2011-2012 годах
Возможно это связано с пятилетним циклом выборов ?

2.3.2. Некоторые законы не упоминают «чрезвычайные ситуации».

Совершенно непонятно почему в ряде законов, которые имеют прямое отношение к чрезвычайным ситуациям нет понятия и упоминания о «чрезвычайных ситациях».

Например,
·       В Законе РУз от 03.09.1993 г. «О ветеринарии» [31] нет понятия «чрезвычайные ситации», в том числе в правах и обязанностях Государственной ветеринарной службы, физических и юридических лиц.
·       В Законе РУз от 28.09.2006 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [32] нет упоминания о «чрезвычайной ситации», несмотря на то, что именно опасные производственные объекты являются потенциальными объектами чрезвычайных ситуаций.

2.3.3. Определение термина «чрезвычайные ситуации».

Несмотря на то, что термин «чрезвычайные ситуации» активно применялся в законах РУз с 1991 года, определение данного термина впервые в законе дан только в 1999 году.

В статье 1 Закона от 20.08.1999 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [33] применен термин «чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
А в статье 2 дано понятие
«чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; (Абзац в редакции Закона РУз от 17.09.2010 г. N ЗРУ-258).
Предыдущая редакция данного абзаца практически имеет почти такой же текст. Только «ущерб» заменен на «причинение вреда».

В 2008 году такое понятие термина «чрезвычайные ситуации» было еще раз продублировано в Законе от 26.12.2008 г. «О спасательной службе и статусе спасателя» [34], где в статье 3 определено понятие
«чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;»

Если понятие термина «чрезвычайные ситуации» дано еще в 1999 году непонятно почему законодатель продолжал искажать данное понятие в других законах.

Другое понятие термина «чрезвычайные ситуации» дано в пункте 22 Приложения № 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 24.08.2011 г. N 242 «Положение о Государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан», где указано
«22. Для решения задач по защите населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями в Республике Каракалпакстан, областях, городах, районах и на объектах, решением начальников гражданской защиты - Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и соответствующих хокимов создаются территориальные и объектовые формирования общего и специального назначения.»

2.3.4. Различный подход законодателей к термину «чрезвычайные ситуации».

В упомянутых законах РУз термин «чрезвычайная ситуация» употребляется в различных контекстах, которые зачастую противоречат общепринятому пониманию данного термина, а так же законам РУз, в которых дано понимание данного термина.

Наиболее часто употребляемые термины в рассмотренных законах РУз :

·       чрезвычайных ситуаций;

·       чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
·       возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
·       стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
·       последствий аварий, катастроф,   стихийных   бедствий   и   других   чрезвычайных  ситуаций;
·       стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций на территории Республики Узбекистан;
·       чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу нормальной жизнедеятельности Республики Узбекистан;

·       пострадавших от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;»
·       при стихийных или иных бедствиях, катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей или создающих опасность населения,  значительного экономического ущерба;
·       возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения;

·       зонами чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия и экологической катастрофы;

Как видно в законах РУз

А). Термин «чрезвычайные ситуации» по разному определяется и раскрывается в результате чего произошло ЧС, в том числе
·       природного и техногенного характера,
·       природных и техногенных катастроф,
·       стихийных бедствий,
·       стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий
·       создающих угрозу нормальной жизнедеятельности Республики Узбекистан

Б). Термин «чрезвычайные ситуации» противопоставляется, то есть применятся только в перечьне, как одна из ряда ситуций наравне с ЧС, в том числе с такими как
·       стихийные бедствия,
·       стихийные или иные бедствия, катастрофы, аварии,
·       эпидемии и иная реальная угроза жизни и здоровью населения.

В). При этом, в одних случаях «чрезвычайные ситуации» возникают, например, от
·       «стихийных бедствий», в других случаях стихийное бедствие является самостоятельной ситуацией и не является причиной ЧС;
·       «эпидемий, эпизоотий», в других случаях эпидемия не является причиной ЧС.

Г). Кроме «чрезвычайной ситуации» введено и другое понятие «чрезвычайная экологическая ситуация, экологическое бедствие и экологическая катастрофа».

Такой «свободный» подход законодателя к понятию «чрезвычайная ситуация» совершенно не понятен, тем более, как указано выше, уже в 1999 году в Законе РУз было дано понятие «чрезвычаная ситуация».
Согласно данного понятия ЧС это обстановка,
·       сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия;
·       результатами такой обстановки должны быть угроза повлечь или повлекшее за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ни в одном из рассмотренных законов раскрытие понятия ЧС не соответствует данному понятию.

Однако, данное понятие «чрезвычайная ситуация», данные в 
·       Законе от 20.08.1999 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
·       и в Законе от 26.12.2008 г. «О спасательной службе и статусе спасателя»
так же не соответствует действительному понятию «чрезвычайная ситуация» и его правильной классификации.

2.3.5. Значение правильности применения термина «чрезвычайные ситуации».

Необходимо помнить, что и УК [35] и КоАО [36] РУз предусматривают наказание за совершение преступления или правонарушения. И от четкости юридических формулировок, а так же процессуального законодательства, зависит справедливость и юридическая обоснованность определения наличия события, состава и наказания.

2.3.5.1. Используемые в УК и КоАО РУз термины носят слишком неопределенный характер, и их можно трактовать по разному.

В соответствии со
·       статьей 56 УК РУз обстоятельством, отягчающим наказание, признается совершение преступления, в том числе, «и) с использованием условий общественного бедствия или в период чрезвычайного положения либо в процессе массовых беспорядков;»;
·       статьей 32 КоАО РУз обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является, в том числе «5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;».

В УК РУз непонятно, что является «общественным бедствием».
В КоАО РУз непонятно, что яляется «стихийным бедствием или другие чрезвычайные обстоятельства».
Например,
·       Землетрясение является и общественным (в бытовом смысле) и стихийным бедствием, что врядли можно оспаривать. Но землетрясения происходят в г.Тащкенте десятки раз в году. Каждый раз необходимо оценивать это как общественное и стихийное бедствие и считать совершение правонарушения или преступления в этот период как отягчающее обстоятельство ?
·       В УК РУз в качестве отягчающего обстоятельства является совершение преступления в период чрезвычайного положения, а в период чрезвычаной ситуации совершение преступления это не отягчающий признак. Почему ?
·       В КоАО РУз в качестве отягчающего обстоятельства является совершение правонарушения в перирод чрезвычайного обстоятельства. А что такое чрезвычайное обстоятельство вообще неизвестно и ни в одном законе не раскрывается данное понятие. В то же время нет чрезвычайного положения и чрезвычаной ситуации. Почему ?

Необходимо помнить, что
·       В соответствии с разъяснением, данным в пункте 14 Постановления Пленума ВС от 15.09.2000 г. N 22 "О судебной практике по рассмотрению дел об административных правонарушениях" -  указанные в статье 32 КоАО отягчающие обстоятельства, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
·       В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 8 Постановления Пленума ВС от 03.02.2006 г. N 1 "О практике назначения судами уголовного наказания" и  абзаце четвертом пункта 13 Постановления Пленума ВС от 02.05.1997 г. N 2 "О судебном приговоре" - перечень обстоятельств, отягчающих наказание (статья 56 УК), является исчерпывающим и не может быть расширен судом, не подлежит расширительному толкованию.

Отсюда следует, что не является отягчающим обстоятельством совершение правонарушения или преступления
·       по УК в перирод чрезвычайной ситуации,
·       а по КоАО и в период чрезвычайного положения и в период чрезвычаной ситуации,
что явно неправильно и юридически ничем обосновать нельзя.

2.3.5.2. В КоАО РУз вообще юридическая путанится в терминологии :

Отягчающим обстоятельством, согласно статьи 32, является совершение правонарушения в период  «стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств».
В то же время, в соответствии со статьей 29 увеличен срок административного ареста в «условиях режима чрезвычайного положения» с 15 до 30 суток.
          Считал ли законодатель эти термины индентичными или нет ? Вопрос остается открытым.

Статья 51 предусматривает наказание за «Административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом».
Такие «случаи» перечислены в части 2 статьи 7 Трудового Кодекса РУз, в соответствии с которой не считается принудительным трудом работа, выполнение которой требуется, в том числе :
·       в условиях чрезвычайного положения;
·       в других случаях, предусмотренных законом.
«Другие случаи» предусмотрены в абзаце шестом статьи 16 Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в котором Закон обязывает граждан – «при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ».
Однако нормы КоАО введение режима «чрезвачайной ситуации» вообще не считают отягчающим обстоятельством.

Статьи 204 и 205 КоАО предусматривают ответственность и наказание за нарушение требований режима чрезвычайного положения.
Однако статья 204 предусматривает наказание просто за «Нарушение требований режима чрезвычайного положения»
А в статье 205 дан полный перечень действий за которые предусмотрено наказание.
При этом в обоих статьях наказание практически одинаковое.
При оценке диспозиций этих двух статей так же необходимо учитывать, что нет закона, определяющего «требования режима чрезвычайного положения».
Видимо законодатель исходил из того, что все, что не попало в перечень статьи 205 автоматически попадает в статью 204.
И это видимо связано с тем, что законодатель сам не знает, что такое режим чрезвычайного положения.

Видимо учитывая «выпадение» режима «чрезвычайные ситуации» из КоАО РУз Законом РУз от 15.12.2009 г. N ЗРУ-230 введена новая статья, которая предусматривает ответственность и наказание за «Невыполнение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о гражданской защите».
Казалось бы пробел в КоАО формально ликвидирован.
Однако.
·       Соответствующее изменение в статью 32 не внесено.
·       Наказание за соверщение правонарушения совершенно не соизмеримо с тяжестью правонарушения.
За совершение правонарушения, которые юридически можно квалифицировать не как правонарушение, а как преступление – наказание от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы (статья 205).
А за несвоевременное представление информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера – наказание от семи до десяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 204-1 КоАО предусматривает ответственность и наказание за «Невыполнение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о гражданской защите».
Однако, законодатель «умолчал» как быть в тех случаях, когда невыполняются требования законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, когда источником чрезвычайных ситуаций носит не природного и техногенного характера, а, например, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения в результате чего происходит или может произойти ЧС. То есть когда ЧС квалифицируется по природе возникновения как экологическое, биологическое, антропогенное, социальное и комбинированное.

В соответствии с вышеизложенной «путаницей» законодатель в Главе XVIII КоАО определил и подведоственность дел об административных правонарушениях.

Согласно статье 249-1,  введена в соответствии с Законом РУз от 15.12.2009 г. N ЗРУ-230, протокол об административном правонарушении составляется должностными лицами органов Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан при установлении правонарушений, предусмотренных статьей 204-1 настоящего Кодекса, - (Невыполнение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о гражданской защите). Протокол об административном правонарушении в порядке, установленном статьей 282 настоящего Кодекса, направляется для рассмотрения в суд.
Однако, согласно статьи 245 КоАО  (Текст статьи в редакции Закона РУз от 26.04.2011 г. N ЗРУ-289) судьям по административным делам не подведомственно рассмотрение дела об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 204-1 настоящего Кодекса.
Удивительно, но из подведомственности судьям по административным делам статью 204-1 законодатель «убрал» Законом РУз от 26.04.2011 г. N ЗРУ-289. В предыдущей редакции данной статьи статья 204-1 присутствовала, имела место.
Так кто теперь законом уполномочен рассматривать правонарушения, предусмотренные статьей 204-1 ? Ответ простой – согласно действующего сегодня КоАО РУз – никто.

Удивительным является также и то, что правом не только на рассмотрение правонарушений, предусмотренных статьей 204-1, но даже на составление протокола действующий КоАО РУз не наделил ни один государственный контрольный или правоохранительный орган, даже органы внутренних дел. А ведь принятия мер по контролю за ситуацией, выявлению и ликвидации чрезвычайной ситуации является (или должна являться) обязанностью практически почти всех государственных контрольных или правоохранительных органов.
Встает вопрос, а как им выполнять свои обязанности при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, если они не могут даже поставить вопрос о наказании за невыполнение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о гражданской защите; за сокрытие, несвоевременное представление информации либо представление заведомо ложной информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Законодательство РУз ввело и новые термины, но не раскрыло, что они обозначают.

3.1. «Чрезвычайные обстоятельства».

Так,

В Законе РУз от 06.05.1994 г. «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах» [37], в статье 12, предусмотрена норма «применение средств, содержащих объекты промышленной собственности, охраняемые патентами, при стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях и других чрезвычайных обстоятельствах
Данный термин «стихийные бедствия, катастрофы, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства» был введен еще Законом старой редакции (Абзац в редакции Закона РУз от 26.12.1997 г. N 549-I).

Часть первая статьи 19 Закона РУз от 20 августа 1999 г. "О телекоммуникациях" [38] содержит норму "При чрезвычайных обстоятельствах (военных действиях, землетрясениях, наводнениях, пожарах, эпидемиях и других) специально уполномоченный орган в сфере телекоммуникаций имеет право приоритетного использования и централизованного управления сетями и средствами телекоммуникаций, а также ограничения или приостановки их функционирования".

В статье 32 КоАО РУз [39] применяется терминология
«5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;»

В статье 7 Закона РУз от 31.08.2000 г. «О почтовой связи» [40] применен термин - «Порядок оказания услуг почтовой связи при чрезвычайных обстоятельствах (военных действиях, землетрясениях, наводнениях, пожарах, эпидемиях и других) устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан». В старой редакции данного Закона данный текст такой же.

Только в 2008 году в Налоговом кодексе РУз [41] в статье 22 дано понятие «чрезвычайные обстоятельства».
Однако определение термина в НК РУз дано совершенно четко
«чрезвычайные обстоятельства - чрезвычайные, непредотвратимые и непредвиденные при данных условиях обстоятельства, вызванные природными явлениями (землетрясение, оползень, ураган, засуха и другие), другими стихийными бедствиями или социально-экономическими обстоятельствами (состояние войны, блокады, запрет на импорт и экспорт в государственных интересах и другое), которые не зависят от воли и действий сторон, в связи с которыми не могут быть выполнены принятые обязательства».
Данный термин «чрезвычайные обстоятельства» аналогичен термину «форс-мажор» - обстановка, вынуждающая действовать определенным образом, вопреки намерению, плану; обстоятельство непреодолимой силы, которое невозможно предотвратить, коммерческое положение, которое предусматривает отсрочку в исполнении или полное освобождение сторон от обязательств в связи с наступлением событий, независящих от сторон контракта, делающих его исполнение не возможным.
Такое же отношение к данному термину дано, в том числе, и в статье 333 Гражданского Кодекса РУз [42] – «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (форс-мажор)».

То есть ключевым является
·       не введение в результате ЧО какого-либо специального правового режима,
·       а обстоятельства, в связи с которыми не могут быть выполнены принятые обязательства.

Следовательно, использовать термин «чрезвычайные обстоятельства» можно только в случаях необходимости отсрочки или прекращения обязательств, но
·       не при нарушении прав собственности (Закон РУз от 06.05.1994 г.),
·       ограничения или приостановления прав (Закон РУз от 20 августа 1999 г.),
·       установления особого порядка (Закон РУз от 31.08.2000 г.),
·       тем более не для установления обстоятельств, отягчающими административную ответственно (статья 32 КоАО РУз).

3.2. «Особое положение».

Статья 50 Закона РУз от 29.09.2011 г. «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу» [43] предусматривает сразу три, рассматриваемых в данной статье, режима, а также вводит четвертый режим :
«В случаях чрезвычайных ситуаций, введения в районе дислокации мест содержания под стражей чрезвычайного или военного положения, в период военного времени, при групповых неповиновениях задержанных или заключенных под стражу, а также массовых беспорядках в местах содержания под стражей может быть введено особое положение.»

4. Предложение.

Возможно в Республике Узбекистан имеется закон или законы, которые дают четкое понятие и регулируют правовые положение при введении военного положения, чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации.
Однако автором данной статьи такие законы не найдены, возможно они являются секретными.
Однако это явно нелогично, так как
·       исполнять данные законы должно очень большое количество человек,
·       за нарушение режима чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации предусмотрена уголовная и административная ответственность для любого гражданина,
·       закрытость такого закона или законов с юридической точки зрения и международной практики не оправдана.

Кроме того, наличие противоречий в принятых и рассмотренных в данной статье законах, свидетельствует, что такого закона или законов не существует.

Поскольку вопросы регулирования режимов военного положения, чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации являются важными для государства, затрагивают права и свободы, а также обязанности всех без исключения граждан страны, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РУз, необходимо
·       принять Конституционный закон, в котором должно быть отражены как все необходимые понятия терминов, так и правовой статус регулирования данных режимов;
·       провести ревизию всех ранее принятых законов и других нормативно – правовых актов на предмет отмены или изменения норм, противоречащих вновь принятому Конституционному закону.

В качестве первого шага и для понимания проблемы автор статьи предлагает следующие понятия терминов для предлагаемого Конституционного закона :

Кризисная ситуация – это состояние, при котором существующие средства достижения предотвращения кризиса становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы могущие вызвать чрезвычайную ситуацию или чрезвычайное положение; ситуация, требующая значительного изменения в способах и методах управления, а также форм государственного регулирования, в том числе путем :
·       прямого непосредственное воздействие государства на источник кризисной ситуации;
·       косвенного опосредованное воздействие государства на источник кризисной ситуации.
В режиме реагирования на кризисную ситуацию происходит перераспределение ресурсов (финансовых и организационных), а также переназначение сотрудников, дополнительное привлечение сотрудников, техники и необходимых материалов.
Антикризисные мероприятия и план реагирования в кризисных ситуациях создаются на уровне юридических лиц, местных органов власти, министерств и ведомств, правительства РУз в соответствии с требованиями закона.
Наличие прогнозов кризисных ситуаций, антикризисных мероприятий и планов реагирования в кризисных ситуациях на уровне юридических лиц по объектам повышенной опасности обязательно.
Наличие прогнозов кризисных ситуаций, антикризисных мероприятий и планов реагирования в кризисных ситуациях на уровне местных органов власти, министерств и ведомств, правительства РУз по объектам повышенной опасности, а так же угрозы возникновения природных, техногенных, экологических, биологических, антропогенных, социальных и комбинированных чрезвычайных ситуация и при угрозе возникновения источника чрезвычайного положения, обязательно.
Все прогнозы кризисов, антикризисные мероприятия, планы реагирования в кризисных ситуациях, порядок антикризисного правления должны быть согласованы всеми заинтересованными сторонами.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся в результате природных явлений, техногенных, экологических, биологических, антропогенных, социальных и комбинированных аварий и происшествий, а также применения современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти чрезвычайная ситуация, которая приводит к состоянию, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.
При введении режима чрезвычайной ситуации главной задачей является локализация источника чрезвычайной ситуации и оказание мер экстренной помощи и спасения.
Чрезвычайные ситуации классифицируют:
• по природе возникновения — природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;
• по масштабам распространения последствий — локальные (объектные), местные, региональные, межрегиональные, общегосударственные, трансграничные;
• по причине возникновения — преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);
• по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;
• по возможности предотвращения — неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные.
• по ведомственной принадлежности.

Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, вводимый в соответствии с Конституцией РУз и настоящим законом, деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.
Чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства :
·       при попытки насильственного изменения конституционного строя государства, захвата или присвоения власти, вооружённого мятежа, массовых беспорядках, террористических актах, региональных  конфликтах;
Чрезвычайное положение вводится, если объявленный режим чрезвычайной ситуации недостаточен для ликвидации
·        чрезвычайных природных, техногенных, экологических, биологических, антропогенных, социальных и комбинированных ситуаций.
При введении режима чрезвычайного положения ограничиваются определенные законом некоторые права и свободы граждан РУз, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, а также возлагаются на них дополнительные обязанности.
Чрезвычайное положение вводится для устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя государства.
При введении режима чрезвычайного положения главной задачей является локализация источника чрезвычайного положения путем правоохранительных мер - предупреждение, предотвращение и пресечение.

Военное положение - это особый правовой режим в государстве или в отдельных ее частях, как правило, в военное время, который устанавливается решением высшего органа государственной власти в случае
·       агрессии против государства
·       или непосредственной угрозы агрессии.
При военном положении
·       все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечению общественного порядка и государственной безопасности переходят к военным органам;
·       вводится в действие определенной законом совокупности чрезвычайных мер по охране государственной безопасности и общественного порядка в стране;
·       устанавливается определенная законом повышенная ответственность (по законам военного времени) за неподчинение (неисполнение) приказам и распоряжениям военных властей государства;
·       ограничиваются определенные законом некоторые права и свободы граждан, в том числе таких основных, как свобода перемещения, свобода собраний, свобода слова, право на судебное рассмотрение дел, право на неприкосновенность имущества;
·       судебная и исполнительная власть передается военным судам и военному командованию.

Заключение.

В данной статье были взяты несколько терминов – военное положение, чрезвычайное положение и чрезвычаная ситуация, и сделан анализ применения этих терминов в законах РУз.
Результат такого анализа, на взгляд автора данной статьи, является плачевным.

Аналогичная ситуация, по мнению автора данной статьи, сложилась и по другим частно употребляемым в законодательстве РУз терминам.
Возмите для примера термин «члены семьи», который в той или иной интерпретации часто используется во многих нормативно – правовых актах. Проделав анализ употребления этого термина в нормативно – правовых актах РУз читатель поймет, что он не понимает что такое и кто такие «члены семьи».

Отсутствие единообразного и четкого понимания одного и того же термина в юриспруденции, да и в повседневной жизни вообще, это одно из основных составляющих коррупционности нормативно – правовых актов, позволяющая каждому ведомству, государственной законодательной и исполнительной власти (читай чиновникам) интерпретировать и применять тот или иной термин так как ему удобно и нужно.


Меню



[1]  Общеправовой классификатор отраслей законодательства РУз, утвержденным Приложением N 1 к Приказу министра юстиции от 02.03.2012 г. N 53-мх, зарегистрированному МЮ 02.03.2012 г. N 2333.
[2] Закон РУз от 29.09.2011 г. N ЗРУ-298 «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу». Принят Законодательной палатой 27 июля 2011 года. Одобрен Сенатом 26 августа 2011 года. В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 10.09.2012 г. N ЗРУ-329.
[3] Закон РУз от 03.07.1992 г. N 641-XII «Об оброне». Новая редакция.
Настоящая редакция утверждена Законом РУз от 11.05.2001 г. N 211-II
В Закон внесены последние изменения изменения в соответствии с Законом РУз от 22.12.2009 г. N ЗРУ-238.
[4] Закон РУз от 12.12.2002 г. N 436-II «О всеобщей воинской обязанности и военной службе». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от от 22.12.2009 г. N ЗРУ-238.
[5] Закон РУз от 25.04.2003 г. N 478-II «О службе в резерве вооруженных сил РУз». В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 26.06.2006 г. N ЗРУ-38.
[6] Конституция РУз, принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва.
В настоящую Конституцию внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-284.
[7] Конституционный закон РУз от 12.12.2002 г. N 432-II «О Сенате Олий Мажлиса РУз». Введен в действие в соответствии с Постановлением ОМ РУз от 12.12.2002 г. N 433-II. В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-285.
Конституционный закон РУз от 12.12.2002 г. N 432-II «О зконодательной палате Олий Мажлиса РУз». Введен в действие в соответствии с Постановлением ОМ РУз от 12.12.2002 г. N 435-II.
[8] Закон РУз от 18.11.1991 г. N 417-XII «О референдуме РУз» в новой редакции, утвержденной Законом РУз от 30.08.2001 г. N 265-II.
[9] Кодекс РУз «Об административной ответственности». Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2015-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2016-XII.

[10] Законе РУз от 03.07.1992 г. N 646-ХII «Об альтернативной службе». Настоящий Закон утратил силу в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса РУз от 12.12.2002 г. N 437-II.
[11] Закон РУз от 03.07.1992 г. N 644-XII «О всеобщей воинской обязанности и военной службе». Настоящий Закон утратил силу в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса РУз от 12.12.2002 г. N 437-II.
[12] Закон РУз от 09.12.1992 г. N 754-XII «Об охране природы»
В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[13] Закон РУз от 06.05.1993 г. N 837-XII «О воде и водопользовании»
В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[14] Закон РУз от 28.12.1993 г. N 1002-XII «О стандартизации». В настоящий Закон внесены посление изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[15] Закон РУз от 27.12.1996 г. N 353-I «Об охране атмосферного воздуха».
В настоящий Закон внесены посление изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[16] Закон РУз от 03.07.1992 г. N 657-XII «О государственном санитарном надзоре» В настоящий Закон внесены посление изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[17] Жилищный Кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 24.12.1998 г. N 713-I. Введен в действие с 01.04.1999 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 24.12.1998 г. N 714-I. В настоящий Кодекс внесены посление изменения в соответствии с Законом РУз от 30.12.2011 г. N ЗРУ-313.
[18] Закон РУз от 26.12.1997 г. N 541-I «О средствах массовой информации. Новая редакция. Настоящая редакция утверждена Законом РУз от 15.01.2007 г. N ЗРУ-78.
[19] Закон РУз от 30.08.2002 г. N 402-II «О донорской крови и ее компонентов». Введен в действие Постановлением ОМ РУз от 30.08.2002 г. N 403-II.
[20] Закон РУз от 23.09.1994 г. N 2018-XII «О недрах». Новая редакция. Настоящая редакция Закона утверждена Законом РУз от 13.12.2002 г. N 444-II. В настоящий Закон внесены посление изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[21] Закон РУз от 07.05.1993 г. N 863-XII «Воздушный Кодекс РУз». Введен в действие с 26.06.1993 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 07.05.1993 г. N 864-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения и дополнения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[22] Закон РУз от 12.12.2002 г. N 439-II «О принципах и гарантиях свободы информации».
[23] Закон РУз от 25.05.2000 г. N 69-II «О гарантиях свободы предпринимателской деятельности». Новая редакция. Настоящая редакция утверждена Законом РУз от 02.05.2012 г. N ЗРУ-328. В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[24] Закон РУз от 25.04.1997 г. N 415-I"О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 4-5, ст. 120; 1999 г., N 5, ст. 124).
[25] Закон Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года N 770-I "О лесе" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 5, ст. 122; 2000 г., N 5-6, ст. 153).
[26] Градостроительный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 4 апреля 2002 года N 353-II (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., N 4-5, ст. 63; 2004 г., N 5, ст. 90).
[27] Закон РУз от 30.09.2009 г. N ЗРУ-226 «О пожарной безопасности». Принят Законодательной палатой 24 июня 2009 года. Одобрен Сенатом 28 августа 2009 года.
[28] Хозяйственный процессуальный Кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 478-I. Введен в действие с 01.01.1998 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 479-I. В настоящий Кодекс внесены посление изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[29] Закон РУз от 20.12.2012 г. N ЗРУ-341 «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности». Принят Законодательной палатой 8 ноября 2012 года. Одобрен Сенатом 5 декабря 2012 года.
[30] Закон РУз «Об органах самоуправления граждан». Новая редакция. Настоящая редакция утверждена Законом РУз от 22.04.2013 г. N ЗРУ-350.
[31] Закон РУ от 03.09.1993 г. N 935-XII «О ветеринарии»
В настоящий Закон внесены посление изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[32] Закон РУз от 28.09.2006 г. N ЗРУ-57 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Принят Законодательной палатой 29 июня 2006 года Одобрен Сенатом 25 августа 2006 года.
[33] Закон РУз от 20.08.1999 г. N 824-I «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Введен в действие Постановлением ОМ РУз от 20.08.1999 г. N 825-I. В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 17.09.2010 г. N ЗРУ-258.
[34] Закон РУз от 26.12.2008 г. N ЗРУ-195 «О спасательной службе и статусе спасателя». Принят Законодательной палатой 23 сентября 2008 года. Одобрен Сенатом 4 декабря 2008 года.
[35] Уголовный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2012-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII.
[36] Кодекс РУз об административной ответственности. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2015-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2016-XII. В настоящий Кодекс внесены изменения. последнее в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[37] Закон РУз от 06.05.1994 г. N 1062-XII «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах». Новая редакция, утверждена Законом РУз от 29.08.2002 г. N 397-II. В настоящий Закон внесены посление изменения в соответствии с Законом РУз от 26.12.2011 г. N ЗРУ-312.
[38] Закон РУз от 20 августа 1999 года N 822-I "О телекоммуникациях" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 219; 2004 г., N 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 9, ст. 311; 2006 г., N 4, ст. 157) в редакции Закона РУз от 05.09.2007 г. N ЗРУ-107.
[39] Кодекс РУз «Об административной ответственности». Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2015-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2016-XII.
[40] Закон РУз от 31.08.2000 г. N 118-II «О почтовой связи». Новая редакция. Настоящая редакция утверждена Законом РУз от 22.04.2009 г. N ЗРУ-211.
[41] Налоговый кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136. Введен в действие с 01.01.2008 г.. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 29.12.2012 г. N ЗРУ-345.
[42] Гражданский кодекс РУз. Часть 1. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 163-I.

[43] Закон РУз от 29.09.2011 г. N ЗРУ-298 «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу». Принят Законодательной палатой 27 июля 2011 года. Одобрен Сенатом 26 августа 2011 года. В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 10.09.2012 г. N ЗРУ-329.

Комментариев нет:

Отправить комментарий