Часть 1: Адвокаты и адвокатские формирования в Узбекистане


Далее: Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10

Алишер Н.Мухитдинов

Тематическое направление : Антикоррупционная составляющая законодательства Республики Узбекистан - особенности становление демократии и роли общественности в Республике Узбекистан.

Наименование статьи :  Адвокаты и адвокатские формирования в Узбекистане.

Алишер Нуритдинович Мухитдинов
05.12.2014


Вступление.

Глава 1. Адвокаты Узбекистана.
1.1. Для чего создана Палата адвокатов РУз.
1.2. Условия получения лицензии на адвокатскую деятельность.
1.3.  Выдача лицензии на адвокатскую деятельность.
1.3.1. Кто и как выдает лицензию, дающую право заниматься адвокатской деятельностью, приостанавливает и прекращает действие лицензии ?
1.3.2. Кто принимает решение о выдаче лицензии ?
1.4. Приостановление, возобновление действия лицензий на занятие адвокатской деятельностью.
1.4.1. Кто принимает решение о приостанавлении действия лицензии ?
1.4.2. Основания приостановления действия лицензии.
1.5.  Прекращение действия лицензий на занятие адвокатской деятельностью.
1.5.1. Кто принимает решение о прекращении действия лицензий на занятие адвокатской деятельностью ?
1.5.2. Какие основания прекращения действия лицензии ?
1.6. Лицензионные требования.
1.7. Обоснованность лицензирования деятельности адвоката.
1.8. Регламентация практической работы адвокатов.
1.9. Взаимоотношения адвоката с клиентом.
1.10. Является ли адвокат предпринимателем ?
1.11. Гражданско-правовой договор.
1.12. Кто такой адвокат и что такое статус адвоката в понятии законодателей и органов государственной власти РУз.
1.14. Адвокаты не граждане Узбекистана.

Глава 2. Адвокатские формирования (адвокатура).
2.1. Виды адвокатских формирований.
2.2. Организационно-правовая форма адвокатских формирований.

Глава 3. Палата адвокатов Республики Узбекистан.
3.1. Палата адвокатов РУз создана с грубыми нарушениями норм законов РУз.
3.2. Палата адвокатов не является независимой организацией и находится под контролем государственных органов управления.
3.2.1. У членов Палаты нет прав самостоятельно избирать и отстранять от должности Председателя Палаты.
3.2.2. Квалификационные комиссии Палаты адвокатов не являются независимыми.
3.3. Правила профессиональной этики адвокатов Республики Узбекистан.
3.4. Типовые соглашения (договора) об оказании юридических услуг.
3.5. Выполнение Палатой адвокатов РУз поставленных перед ней задач.
3.6. «Отсылочные» нормы в Законе РУз от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» и в Законе РУз от 25.12.1998 г. N 721-I «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов».
3.7. Диагноз деятельности Палаты адвокатов РУз.

Заключение.


Вступление.

Прочитав все что далее написано в данной статье любой юрист удивится безграмотности автора статьи и пояснит, что законы обладают безусловным верховенством над другими нормативно – правовыми актами, в том числе над указами и постановлениями Президента, Кабинета Министров или приказами, положениями и инструкциями министерств.
Следовательно, правовые нормы указов, постановлений, приказов, положений и инструкций, не соответствующие законам, не действительны и должны применяться правовые нормы законов.
Кроме того, в случае расхождения нормативно-правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

Все верно.
И в Узбекистане эти положения подтверждены и прямо указаны в статье 15 Конституции РУз и в одном из Законов [1], в частности в статьях 7 и 16.

Но надо понимать специфику страны, которая идет своим путем, где Конституция сама по себе, закон законом, а начальниками являются Президент, премьер-министра, министры и хокимы (руководители местных орагнов власти).
Исходя из этого все чиновники и должностные лица государства руководствуются не правовыми нормами Конституции и законов, а указаниями своих начальников, что естественно.
Кроме того, эти самые чиновники и должностные лица государства практически не владеют и не знают законы (или делают вид ?), но четко знают и руководствуются нормами подзаконных актов, подписанных их начальниками, а не законов. Это не естественно, но тоже понятно.

Поэтому «исправить» подзаконный акт, несоответствующий законам,  может только «начальник».
Кстати. В Узбекистане даже Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в соответствии со статьей 78 Конституции РУз не обладают такими полномочиями. Олий Мажлис может только принять конституционный закон, закон Республики Узбекистан, вносить в них изменения и дополнения.

Вот так и никак иначе.

И в статьях 13 и 36 Закона РУз от 14.12.2000 г. N 160-II прямо указано, что только министерства, государственные комитеты или ведомства, наделены полномочиями по изменению, дополнению, приостановлению и прекращению действия ранее принятых ими же нормативно-правовых актов.

А в соответствии со статьей 43 этого же Закона официальное толкование норм подзаконных актов дают органы, их принявшие.

И это не все.

В соответствии со статьей 42 того же Закона
·        мониторинг и контроль за исполнением нормативно-правовых актов осуществляются опять теже государственные органы;
·        Министерство юстиции Республики Узбекистан (опять же государственный  исполнительный орган) осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением требований законодательства, законности в деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, правоохранительных и контролирующих органов.

Таким образом
·        подзаконные акты «сочиняют» органы государственной исполнительной власти и контроля;
·        они же только и имеют право их отменять, изменять, дополнять;
·        они же только и имеют право толковать собственное «сочинение»;
·        они же контролируют соблюдение требований законодательства, законности.

И только один человек во всей стране в соответствии с пунктом 16 статьи 93 Конституции РУз имеет право приостанавливать, отменять но только акты органов государственного управления республики и хокимов в случае несоответствия их нормам законодательства, это Президент.
Почему только ?
Потому, что в соответствии со статьями 78, 93, 98 Конституции РУз есть
·        органы государственного управления, в том числе министерства, государственные  комитеты и другие;
·        местные органы государственной исполнительной власти - хокимияты;
·        орган государственной исполнительной власти – Кабинет министров.

Поэтому автор статьи согласен с замечанием внимательного читателя, но рекомендует не расслабляться и учитывать как спецфику Узбекистана, так и правовые нормы законов РУз, в том числе и конституционные нормы.

Теперь непосредственно по теме статьи.

Кем считают адвоката законодатели и государственная исполнительная власть в Узбекистане ?

Согласно нормативно-правовых актов Узбекистана адвокат является независимым, самостоятельным юристом, задачей которого является защита своего доверителя (подзащитного) [2] – так стали называть клиентов адвоката с 2008 года [3], имеющий соответствующую лицензию, выданную органом государственного управления.

Адвокат сам лично заключает договор со своим клиентом, не зависимо от того в каком адвокатском фомировании он числится, и сам лично отвечает за исполнение этого договора. То есть юридически адвокатское формирование, где числится адвокат, не имеет никакого отношения к договору и к взаимоотношениям между адвокатом и его клиентом [4].

Согласно тех же нормативно-правовых актов адвокат наделен «широкими правами».
Например.
В соответствии со статьей 30 Конституции РУз [5] все граждане имеют право, а все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы.
Однако эта норма Конституции РУз является теоретической.
На практике такое право, но только частично, имеют только адвокаты в отношении своих доверителей (подзащитных) и это закреплено в статьей 6 Закона «Об адвокатуре» N 349-I.
Причины такого грубого и повсеместного нарушения данной Конституционной нормы вобщем достаточно интересны с точки зрения их анализа, но поскольку они не являются предметом исследования в настоящей статье, раскрываться не будут.
В рамках вопроса, исследуемого в настоящей статье, можно только констатировать, что в соответствии с законами РУз только адвокат частично обладает «широкики» полномочиями, которые  закреплены в Конституционной норме статьи 30 Конституции РУз за всеми гражданами.

Конституционные права граждан ограничить легко, в том числе и на законодательном уровне, например путем отсутствия в норме закона таких формулировок, как в статье 6 Закона «Об адвокатуре» N 349-I – «запрашивать и получать», «получать письменные объяснения», «снимать копии документов» и так далее. Отсутствие таких формулировок досточно для должностных лиц чтобы не выполнять Конституционную норму.

Но ограничить права адвоката таким способом достаточно неэффетивно с точки зрения общей гоударственной политики. Всетаки Узбекистан заявляет себя демократической страной и этот имидж надо поддерживать хотя бы на уровне законов. В том числе поддерживать приамбулу Конституции РУз где указано, что Народ Узбекистана торжественно провозгласил свою приверженность правам человека, подтверждает свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, ставит задачей создание гуманного демократического правового государства.

Но как быть с правами и полномочиями адвоката, даже усеченными, которые при реализации в полном объем всех норм законов в практической жизни мешают реализации политики государства (имеется ввиду государственных чиновников) ?

В этой статье попытаемся раскрыть эту общегосударственную «проблему».

Как решить «проблему надзора» за деятельностью «независимых» адвокатов ?

Профессиональный уровень адвокатов, мягко говоря, очень низкий.
Сообщество адвокатов в Узбекистане очень плохо организованно.
Независимость адвокатов плохо обеспечена.
Таково официальное, явно выраженное в нормативно-правовых актах, мнение Президента, законодателя, органов государственной власти в лице Кабинета Министров, органов государственного управления в лице министерства юстиции и самого адвокатского сообщества в лице Палаты адвокатов и его руководства (до начала реформы ассоциация).

Для решения этой проблемы и «оказания помощи» адвокатам решено начать реформу и в первую очередь создать Палату адвокатов РУз.

Реформа началась, и в результате было получено следующее.

Глава 1. Адвокаты Узбекистана.

1.1. Для чего создана Палата адвокатов РУз.

Палата адвокатов должна обеспечить контроль над всеми адвокатами РУз со стороны государственных органов управления, но не за счете государственного бюджета, а за счет самих адвокатов.
Адвокаты не должны быть независимыми и должны находиться  под неусыпным надзором государственных органов управления.
Для обеспечения этой не официальной, но действительной задачи изменены и дополнены  нормативно-правовые акты РУз.

В нормативно правовых актах РУз прямо указано, что адвокатом может быть только член Палаты адвокатов РУз.

Добровольность членства адвокатов в Палате адвокатов полностью исключена вопреки норме статьи 2 Закона N 763-I [6] декларирующей, что
«Негосударственная некоммерческая организация - самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе физическими и (или) юридическими лицами, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами)».

Палата адвокатов РУз является монопольной организацией, объединяющей адвокатов Узбекистана.
В соответствии со статьей 12-1 Закона «Об адвокатуре» [7] (Статья введена в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198) Палата адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве всех адвокатов Республики Узбекистан.
Этой же статьей установлено, что образование других организаций с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Палаты адвокатов, не допускается.

Для обеспечения контроля за деятельностью адвокатов используются следующие нормы законов, дающие право Палате адвокатов (правда только с прямым и обязательным участием чиновников органов юстиции)
·        давать разрешения на выдачу лицензии на адвокатскую деятельность;
·        осуществлять дисциплинарное производство в отношении адвокатов;
·        принимать решение о приостанавлении и прекращении действия лицензии.

Для «борьбы с независимостью» и усиления контроля за деятельностью адвокатов и адвокатских формирований статьей 12-1 Закона «Об адвокатуре» установлено, что «Решения Палаты адвокатов и ее территориальных управлений, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских формирований и адвокатов», что вообще противоречит духу и букве законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.

В свою очередь Палата адвокатов находится под контролем органов юстиции и осуществляет свою деятельность только при прямом и обязательном участии чиновников министерства юстиции :
·        Все вышеуказанные функции Палата адвокатов имеет право реализовывать только при непосредственном участии представителей государственных органов юстиции.
·        Но даже при этом решения Палаты адвокатов в отношении своих членов - адвокатов не являются окончательными, а решения органов юстиции обязательны.

Еще одним из основных и действенных способов контроля над адвокатами является лицензия на право заниматься адвокатской деятельностью, которая является просто бюрократией (в негативном смысле) и двухступенчатым способом отсева неугодных юристов.
Хотя о том, что лицензия не является необходимым документом для осуществления адвокатской деятельности прямо указано в пункте 3 Положения, утвержденного Кабинетом Министров РУз [8]
«Документом, подтверждающим статус адвоката, является удостоверение адвоката, выдаваемое в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Узбекистан».

1.2. Условия получения лицензии на адвокатскую деятельность.

В соответствии со статьями 3 и 3-1  Закона «Об адвокатуре» адвокатом может стать «гражданин Республики Узбекистан, имеющий высшее юридическое образование и получивший в установленном порядке лицензию на право занятия адвокатской деятельностью».
Статья 3-1 Закона «Об адвокатуре» предусматривают также необходимость наличия  «стажа работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе с прохождением стажировки в адвокатском формировании (адвокатское бюро, адвокатская фирма, коллегия адвокатов, юридическая консультация) сроком не менее шести месяцев».

А, например, в США достаточно окончить юридическую школу и сдать экзамены для определения профессиональной пригодности.
В некоторых штатах даже оканчивать юридическую школу нет необходимости. Достаточно иметь практику работы с судьей или практикующим адвокатом в течении определенного времени (обычно 2 года). Такой метод называется reading law [9]. В Нью-Йорке это должно сопровождаться как минимум одним годом посещения юридической школы.

Даже для лиц, получивших иностранное юридическое образование Нью-Йорк позволяет принять к bar examination [10] лиц, закончивших, по крайней мере, трехлетнее образование common law [11] (например, английский или австралийский закон). Лица с двухлетним обучением common law или трехлетним изучением гражданского права могут быть допущены к bar examination после завершения одногодичной программы магистра права (L.L.M.) в американском заведении. 

Для получения лицензии в Узбекистане претендент должен, по-мимо прочего, сдать квалификационный экзамен квалификационной комиссии при территориальных управлениях Палаты адвокатов [12].

Если претендент имеет высшее юридическое образование, то он, во всяком случаи так должно быть, неоднократно сдавал и не один, а много экзаменов. Зачем ему еще раз сдавать экзамен причет только один ?

Мало того, сам Кабинет Министров РУз определил, что сдача квалификационного экзамена это только формальность и пунктом 4 своего Постановления от 09.03.2009 г. N 60 обязал министертсво юстиции выдавать  лицензии «на право занятия адвокатской деятельностью лицам, включенным в составы Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан и квалификационных комиссий при территориальных управлениях Палаты, без сдачи квалификационных экзаменов».

Таким образом Кабинет министров РУз установил совершенно интересное положение когда претендент на получение адвокатской лицензии должен сдать квалификационный экзамент лицам, которые сами не сдавали такой экзамен, а 50% членов квалицикационной комиссии вообще могут быть не юристами. То есть сдача такого экзамена была превращена в фарс.

Кроме того, уровень высшего образования в Узбекистане оценивается вышеперечисленными организациями и должностными лицами на очень низком уровне и, по их мнению, уровень профессиональной теоретической подготовки, подтвержденной дипломом о высшем образовании, полученным в Узбекистане, подлежит теоретической проверке. Что справедливо учитывая уровень образования в Узбекистане в настоящее время. Но парни и девушки, которые действительно учились, а не покупали дипломы, не должны ставиться на одну доску с теми кто получив диплом не может отличить, например, гражданское право от хозяйственного права или федерацию от конфедерации.

Видимо государственным органам надо не проверять уровень знания претендентов на адвокаты, а проверять уровень преподавания в высших учебных заведениях, которые, по мнению вышеуказанных органов и должных лиц, очень плохо готовят юристов.
Да и в задачи Палаты адвокатов РУз можно было бы поставить такую цель.
Ведь никто не отменял такие «важнейшие задачи и направлениями деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан», предусмотренные в Указе Президента РУз  от 01.05.2008 г. N УП-3993, как
·        «содействие дальнейшему развитию адвокатуры, повышению ее авторитета, усилению роли адвокатуры в защите прав и свобод человека;
·        осуществление мер по правовой пропаганде, направленной на повышение правовых знаний и правовой культуры населения;
·        внесение предложений по совершенствованию законодательной базы реформ и правоприменительной практики, обеспечению целостности правового регулирования и единообразного применения норм законодательства;
·        организация профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов».

Вот Палата адвокатов и должна этим заниматься. В частности направлять самых опытных адвокатов-практиков в высшие учебные заведения по договору с целью проведения семинаров или лекций; выявления действительно грамотных студентов, определения уровня подготовки, имеющихся недостаток такой подготовки. И на основании мнение таких представителей готовить предложения и вносить их хотябы в министерство образования. Такая практика могла бы позволить Палате адвокатов определять рейтинг высших учебных заведений, готовящих юристов, а также действительно грамотных выпусников, что могло бы учитываться при квалицикационными комиссиями.

В США чтобы стать адвокатом также надо сдать экзамен коллегии или ассоциации адвокатов (bar association [13]), Но в США это связано с тем, что это федеративное государство, где в каждом штате свои законы и преимущественно действует прецедентное право. И если ты хочешь практиковаться именно в этом штате, то должен сдать экзамен именно в этом штате. Если адвокат решает перенести свою практику в другой штат, ему будет необходимо заново сдать bar-экзамен в этом штате.

Причем в США необходимо действительно сдать полноценные экзамены и пройти собеседования, а не сдавать за один раз формальный экзамен из 5-ти вопросов.

Об уровне квалификационных экзаменов в Узбекистане свидетельствует следующий пример.
Когда автор данной статьи сдавал экзамены в министерстве юстиции для получения лицензии адвоката, то прочитав вопросы экзаменационного билета и ожидая своей очереди для сдачи экзамена просто заснул, чем вызвал беспокойство у членов комиссии.
Даже не имея практики, а только посещая занятия в высшем учебном заведении и хоть чуть-чуть пошевелив мозгами, достаточно чтобы сдать такие экзамены.

Таким образом, можно обоснованно прийти к выводу – в Узбекистане квалификационные экзамены претендентов являются формальными.

Вообще, а в чем смысл экзаменов ?

Экзамен (Examen); латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание - итоговая форма оценки знаний в определенной отрасли.

И экзамены в высшем учебном заведении сдают. Причем сдают не один экзамен, а отдельно по всем предусмотренным и установленным предметам, необходимым для получения высшего юридического образования.

Экзамен, который сдают претенденты в квалификационной комиссии всего один и охватывает все отрасли права: уголовное право и уголовный процесс, гражданское право и гражданский процесс, хозяйственное право и хозяйственный процесс, международное, трудовое, жилищное административное, налоговое, земельное, финансовое право и так далее.

Интересна и позиция министерства юстиции и Палаты адвокатов РУз о том как сдавать экзамены, изложенные в Положении о квалификационных комиссиях [14] :
Пункт 28. «Для подготовки претендентом ответов на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, предоставляется не более одного часа».
Пункт 29. Экзаменационные билеты должны содержать не более пяти вопросов, в том числе из области практического применения права, не менее половины из которых являются вопросами из теории различных отраслей права.
Ответы претендента на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, отражаются в экзаменационных листах.
Пункт 30. При подготовке ответов на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, претенденту запрещается, в том числе, «пользоваться актами законодательства, литературой, любыми видами технических средств или другими документами и средствами, которые могут служить источником информации».

Эти положения предполагают, что претендент за один час должен не только вспомнить все необходимые из имеющихся нескольких тысяч нормативных актов, но и изложить ответы на пять вопросов, охватывающих разные отрасли,  в письменном виде.

Видимо министерство юстиции и Палата адвокатов РУз предполагают, что претендент обязан обладать такими обширными знаниями, знать все сотни законов и тысячи подзаконных актов наизусть.

Конечно такое «уважение» и «требования» со стороны министерства юстиции и Палаты адвокатов РУз к претенденту на получение адвокатской лицензии может только радовать потенциальных клиентов.
Видимо мы (потенциальные клиенты) должны предположить, что юрист, сдавший такой экзамен и получивший лицензию, универсален не только в юридических науках и практике, но и обладает уникальной памятью.

Вообще мне еще ни разу не приходилось сталкиваться с таким универсальным не только юристом, но и специалистом в других отраслях.

А запрет пользования актами законодательства вообще-то свидетельствует о низком профессиональном уровне, как самих экзаменаторов, так и разработчиков данного Положения.
Ни один профессиональный юрист вообще не имеет право консультировать кого-то ни было основываясь только на своей памяти без тщательной предварительной проверки норм законов и подзаконных актов.

Так какой смысл еще в одном формальном экзамене, тем более что в Узбекистане единое законодательство, которое и изучают в высших учебных заведениях страны ?

Трудно предположить, что чиновники министерства юстиции и Палаты адвокатов РУз рассчитывали увидеть на экзамене таких уникальных людей.

Очевидно все-таки речь идет не о квалификационном экзамене, а о получении возможности субъективного «отсева» претендента.

А ведь квалификационный экзамен способ проверки знаний в объеме квалификационного минимума. 
И лучший квалификационный экзамен это работа.

Поэтому государственные органы, а тем более Палата адвокатов, должны с уважением относиться к адвокатским формированиям, где работают 100% адвокатов Узбекистана, сдавших квалификационные экзамены в той же самой Палате.

Ведь в соответствии с пунктом 18 Положения о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан претендент для сдачи квалификационного экзамена представляет характеристику из адвокатского формирования, в котором претендент проходил стажировку.

Такая положительная характеристика должна приравниваться к сдаче квалификационного экзамена. Ведь претендент показал свои способности в адвокатском формировании в течении не менее шести месяцев и на практике, а не отвечая всего на пять теоретических вопросов в течении нескольких минут. А для того, что бы такие характеристики не выдавались формально, можно предусмотреть обязательное  наличие в них рекомендации и ответственность подписавших такую характеристику.

Так для чего такое нагромождение – и высшее образование, причем именно юридическое, и стаж работы по юридической специальности, и стажировка в адвокатском формировании, и еще и сдача квалифцикационных экзаменов.

Ответ простой и очевидный :
·        такой набор требований позволяет любого неугодного (неугодного по любым причинам) претендента забраковать, что никакого отношения к повышению качества отбора претендетов не имеет;
·        Палата адвокатов и министерство юстиции с полным пренебрежением относятся к преподавателям высшего учебного заведения, который претендент закончил;
·        Палата адвокатов и министерство юстиции с полный пренебрежением относятся к мнению своих коллег у которых претендент проходил стажировку в течении длительного времени.

1.3.  Выдача лицензии на адвокатскую деятельность.

1.3.1. Кто и как принимает решение о выдаче лицензии, дающую право заниматься адвокатской деятельностью, приостанавливает и прекращает действие лицензии ?

Вопрос риторический, так как в соответствии с Постановленим Кабинета Министров РУз [15] органом, выдающим лицензию, дающее право заниматься адвокатской деятельностью, приостанавливающим и прекращающим действие лицензии, является государственный орган управления министерство юстиции РУз - его территориальные подразделения.

Здесь интересно посмотреть а как законодательство РУз регулирует правила выдачи, приостановления и прекращения действия лицензии, дающей право заниматься адвокатской деятельностью.

Внимательное изучение норм нормативно-правовых актов показывает, что вопрос кто и как принимает решение о выдаче лицензии все-таки не риторический.

Нормы Закона N 71-II [16] установили, что
Статья 3 - лицензирующие органы это специально уполномоченные органы, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством.
Статья 6 - лицензирующие органы обладают полномочиями, в том числе,
лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством;
приостановление, возобновление действия лицензий;
прекращение действия лицензий;
аннулирование лицензий.
Статья 16 - лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Все ясно и понятно.

Нормы Закона N 349-I «Об адвокатуре» установили, что
Статья 3-1 [17] - лицензия выдается министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента на основании решений соответствующих квалификационных комиссий.
Статья 13-1 - приостановление статуса адвоката осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение..
Статья 15 [18] - приостановление действия лицензии осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.
Статья 16 - прекращение действия лицензии осуществляется решением органа юстиции, выдавшего адвокату удостоверение.

Статьей 13 Закона от 25.05.2000 г. N 71-II установила, что лицензионные требования и условия, с соблюдением которых осуществляется лицензируемый вид деятельности, определяются положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.

Во исполнения этой нормы статьи 13 Закона Кабинет Министров РУз принял Положение [19], которое предусматривает в том числе и порядок выдачи лицензии гражданам Республики Узбекистан на право занятия адвокатской деятельностью.

Несмотря на норму статьи 13 Закона 25.05.2000 г. N 71-II и принятое Положение законодатель Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198 внес в Закон от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» ряд новых правовых норм, регулирующих лицензирование адвокатской деятельности, которые рассмотрим далее.

В настоящее время  порядок лицензирования адвокатской деятельности регулируются
Законом 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Постановлением Кабинета Министров РУз от  28.06.2002 г. N 236 «Перечень лицензирующих органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности».
Законом от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре» (в редакции Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198).
Постановлением Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60,  Приложение N 1 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности». В настоящее Положение внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.11.2012 г. N 313.
Положением о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан. Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх, зарегистрированному Министерством Юстиции 14.03.2009 г. N 1921.
Положением о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан. Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 68-мх,, зарегистрированному Министерством Юстиции 14.03.2009 г. N 1920.

Опять же все ясно и понятно какими нормативно-правовыми актами РУз регулируется лицензирование деятельности адвокатов.

Но совершенно непонятно как регулируется лицензирование деятельности адвокатов.

Далее для удобства читателя раскрытие вопросов будет осуществляться по датам принятия нормативно-правовых актов, действующих в настоящее время.

1.3.2. Кто принимает решение о выдаче лицензии ?

Статья 16 Закона 25.05.2000 г. N 71-II - «Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче типовой (простой) лицензии».
Постановление Кабинета Министров РУз от  28.06.2002 г. N 236 – Адвокатскую деятельность лицензирует министерство юстиции Республики Каракалпакстан,  управления юстиции областей и г. Ташкента [20].

То есть не по духу, а по букве Закона РУз решение о выдаче лицензии принимают лицензирующий орган, в нашем случае это государственные органы юстиции.
Но это касается вообще общего порядка лицензирования.

Порядок лицензирования адвокатской деятельности установлен Законом от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре»
Статья 3-1 [21] – «Лицензия выдается министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента (далее - органы юстиции) на основании решений соответствующих квалификационных комиссий».
Статья 13 [22] - Квалификационные комиссии территориальных управлений Палаты адвокатов решают вопрос о выдаче лицам лицензии.

То есть не по духу, а по букве Закона РУз N 349-I «Об адвокатуре»
·        решение о выдаче лицензии принимают квалификационные комиссии Палаты адвокатов,
·        а  органы юстиции только выдают лицензию.

Но это буква Закона. В Узбекистане существует и буква подзаконного акта.

Постановление Кабинета Министров РУз от 09.03.2009 г. N 60. Приложение N 1 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности».
Пункт 3 - Для получения лицензии лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката обязано сдать квалификационный экзамен.
Пункт 4 - Претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен должен обратиться в соответствующий орган юстиции для получения лицензии.
Пункт 12 - За рассмотрение заявления о выдаче лицензии с претендента взимается сбор.
Пункт 14 - По итогам рассмотрения заявления претендента со всеми необходимыми документами орган юстиции принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Положение о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан. Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх, зарегистрированному Министерством Юстиции 14.03.2009 г. N 1921.
Пункт 34 – «По результатам сдачи квалификационного экзамена квалификационная комиссия принимает одно из следующих решений:
·        о признании претендента сдавшим квалификационный экзамен;
·        о признании претендента не сдавшим квалификационный экзамен».

То есть не по духу, а по букве подзаконных актов РУз решение о выдаче лицензии принимают
·        органы юстиции,
·        квалификационные комиссии Палаты адвокатов.

В итоге согласно норм Закона N 349-I «Об адвокатуре» законов видно, что :
·        Лицензию на осуществление адвокатской деятельности выдают территориальные органы министерства юстиции РУз.
·        Лицензии выдается на основании решения квалификационной комиссии территориального органа Палаты адвокатов РУз.

Но подзаконные акты «не согласны» и этими с нормами закона :
Положение о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан (приказ министра юстиции), в нарушение закона не предусматривает право квалификационной комиссии принимать решение о выдаче лицензии, и дает только право признавать претендента сдавшим или не сдавшим квалификационный экзамен.
Положение о лицензировании адвокатской деятельности (постановление Кабинета Министров)  устанавливает в нарушение закона, что  территориальные органы министерства юстиции РУз принимают решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии самостоятельно, вне зависимости от решения квалификационной комиссии территориального олргана Палаты адвокатов РУз.

Таким образом, статья .3-1 Закона от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре», которая предусматривает, что лицензия адвокату выдается органом юстции на основании решений соответствующих квалификационных комиссий Палаты адвокатов, этими двумя положениями просто игнорируется и аннулируется.
И фактически и юридически по этим положениям квалификационные комиссии
·        не принимают решение о выдаче лицензии;
·        а сдача квалификационного экзамена не является основанием для выдачи лицензии.

В связи с этим появляются  совершенно естественные вопросы :
Почему
 в соответствии с Законом основанием для получения лицензии являетмя решение квалификационной комиссии Палаты адвокатов,
а в соответствии с подзаконным актом решение принимает территориальный орган министерства юстиции вне зависимости от положительного решения квалификационной комиссии ?
И зачем претенден на получение лицензии вообще сдает экзамен, если положительные результаты экзаменов не дают гарантию на получение лицензии ?






[1] Закон РУз от 14.12.2000 г. N 160-II «О нормативно-правовых актах». Настоящая редакция утверждена Законом РУз от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342.
[2] Статьи 2, 10 Закона РУз «Об адвокатуре» N 349-I от 27.12.1996 г.. Введен в действие Постановлением Олий Мажлиса РУз от 27.12.1996  г. N 350-I. В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 22.09.2009 г. N ЗРУ-223.
[3] Закон РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
[4] Статья 9-1 Закона «Об адвокатуре» N 349-I.
[5] Конституция РУз. Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва.  В настоящую Конституцию внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366.
[6] Закон РУз от 14.04.1999 г. N 763-I «О негосударственных некоммерческих организациях». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 10.04.2012 г. N ЗРУ-322.
[7] Закон РУз от 27.12.1996 г. N 349-I «Об адвокатуре». Введен в действие Постановлением Олий Мажлиса РУз от 27.12.1996  г. N 350-I. В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 22.09.2009 г. N ЗРУ-223.
[8] Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 09.03.2009 г. N 60 «Положение о лицензировании адвокатской деятельности». В настоящее Положение внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.11.2012 г. N 313.
[9] Чтение закона.
[10] Экзамен на адвоката.
[11] Общее право.
[12] Статья 3-1 Закона РУз N 349-I. Статья введена в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
[13] Ассоциация адвокатов.
[14] Положение о квалификационных комиссиях при  территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан. Приложение к Приказу министра юстиции от 14.03.2009 г. N 69-мх, зарегистрированному МЮ 14.03.2009 г. N 1921.
[15] Перечень лицензирующих органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности. Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от  28.06.2002 г. N 236.  В настоящий Перечень внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 09.09.2013 г. N 244.
[16] Закон 25.05.2000 г. N 71-II «О лицензировании отдельных видов деятельности». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[17] Статьи 3-1 и 13-1 введены в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
[18] Статьи 15 и 16 в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
[19] Положение о порядке государственной регистрации адвокатских бюро, коллегий, фирм и выдачи лицензий гражданам Республики Узбекистан на право занятия адвокатской деятельностью. Утверждено Постановлением КМ РУз от 13.03.1997 г. N 139. В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 30.04.2003 г. N 197, Постановлением КМ РУз от 05.11.2003 г. N 485. Настоящее Положение утратило силу с утратой силы Постановления КМ РУз от 13.03.1997 г. N 139 в соответствии с Постановлением КМ РУз от 09.03.2009 г. N 60.
[20] Наименование в редакции Постановления КМ РУз  от 29.05.2006 г. N 99.
[21] Статья 3-1 введена в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.
[22] Текст статьи 13 в редакции Закона РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-198.

Комментариев нет:

Отправить комментарий