Часть 1: Регулирование семейных и родственных отношений, иждивенчества, а также государственная защита интересов ограниченно дееспособных и недееспособных граждан, оставшихся без попечения



Алишер Н.Мухитдинов

Тематическое направление: Антикоррупционная составляющая законодательства Республики Узбекистан - особенности становление демократии и роли общественности в Республике Узбекистан

Регулирование семейных и родственных отношений, иждивенчества, а также государственная защита интересов ограниченно дееспособных и недееспособных граждан, оставшихся без попечения.

Алишер Нуритдинович Мухитдинов
11.09.2013

Оглавление

Вступление.

Часть 1.

Глава 1.  Определение терминов «семья» и «члены семьи», «молодая семь», «многодетная семья» в законах РУз.
Причины рассмотрения понятий терминов «семья» и «члены семьи», «молодая семь», «многодетная семья» в законах РУз.
Понятие семьи в законах РУз
Семья.
Молодая семья.
Многодетные семьи.
Приемная сеья и приемные родители.
Глава 2.  Опекуны и попечители.
Глава 3.  Определение термина «законный представитель» в законах РУз.
Опекун и попечитель как законные представители.
Некоторые другие законные представители.
Усыновители (удочерители) как законные представители.
Приемные родители как законные представители.
Представители учреждений и организаций как законные представители.
Полнота прав законных представителей в законах РУз.
Ответственость законных представителей.
Глава 4. Определение термина «лица, заменяющие родителей» в законах РУз.
Глава 5. Определение терминов «родственники» и «близкие родственники» в законах РУз.
Определение термина «родственник» в законах РУз.
Определение термина «близкие родственники» в законах РУз.
Пример использования понятия родственников, данных в статье 57 СК РУз.
Глава 6. Понятие «иждивенцы» и использование данного термина в законодательстве РУз.
Применение терминов «нетрудоспособные иждивенцы» и «иждивенцы в законодательстве РУз.
Раскрытие понятия термина «нетрудоспособный иждивенец» и  «иждивенец» в законодательстве РУз.
Различный подход к понятию термина «иждивенец».
Содержание и обеспечение иждивенца.

Часть 2.

Глава 7. Некоторые другие причины необходимости пересмотра нормативно – правовых актов.
Применяемые в законодательстве термины, рассмотренные в настоящей статье.
Специальные гарантии и льготы для женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей, предусмотренные ТК РУз .
Некоторые льготы для женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей, предусмотренные НК РУз .
Выводы.

Часть 3.

Глава 8. Некоторые предложения.
Предлагаемые проекты основных понятий терминов.
Предлагаемые проекты норм - Защита интересов ограниченно дееспособных и недееспособных граждан, оставшихся без попечения.
Другие предлагаемые проекты норм.
Предлагаемая система (классификация) степени родства и определение терминов.




Вступление.

Конституция РУз [1] содержит нормы, которые декларируют гарантии и защиту со стороны государства семьи, ограниченно дееспособных и недееспособных граждан, оставшихся без попечения и других граждан.

В частности конституционные нормы декларируют, что
статья 2 - государство служит интересам народа, государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами;
статья 7 - народ является единственным источником государственной власти и государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа;
статья 13 - высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права;
статьи 14 и 15 - государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества;
статья 18 - льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости;
статья 39 - пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума;
статья 45 - права несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся под защитой государства.
статья 46 - женщины и мужчины имеют равные права;
статья 63 - семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства;
статья 64 - государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряют благотворительную деятельность по отношению к ним;
статья 65 - материнство и детство охраняются государством.

В соответствии со статьей 17 Республика Узбекистан исходит из принципов общепризнанных принципов и норм международного права.

В частности :

Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года, в соответствии с которой
·       Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
·       Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
·       Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Государства обязуются в соответствии с нормами
Всемирной декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [2].
Конвенции о правах ребенка [3].
Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях [4].
Декларации о правах инвалидов [5].
Декларации о правах умственно отсталых лиц [6].

И рядом других международных актов :

уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка;
обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры;
обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора;
обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;
оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений;
принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми;
предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся;
ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством;
уделять больше внимания, проявлять заботу и оказывать поддержку детям-инвалидам, а также другим детям, находящимся в крайне трудных условиях;
инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни;
инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования;
умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень;
семьи таких лиц должны получать помощь.

Поскольку
·       статьи 15 и 16 Конституции РУз содержат нормы, в соответствии с которой в Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан, ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции,
·       статья 48 Конституции РУз содержат нормы, в соответствии с которой граждане (на взгляд автора данной статьи все должностные лица, находящиеся на службе государства, так же являются этими гражданами)  обязаны соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.
можно с уверенностью сказать, что все законы или иные нормативно – правовые акты должны приниматься в соответствии с свышеизложенными приниципами Конституции РУз.

Часть 1.

Глава 1.  Определение терминов «семья» и «члены семьи», «молодая семь», «многодетная семья» в законах РУз.

Причины рассмотрения понятий терминов
«семья» и «члены семьи», «молодая семь», «многодетная семья»
в законах РУз.

Термин «семья» и «члены семьи» применяется, по крайней мере, в 650 нормативно – правовых актах РУз, в том числе, по крайней мере в 44 законах РУз, в Налоговом (НК), Жилищном (ЖК), Земельном (ЗК), Семейном (СК), Таможенном (ТК), Гражданском процессуальном (ГПК), Гражданском (ГК), Трудовом (ТК), Уголовно – процессуальном (УПК) кодексах РУз, Кодексе об административной ответственности РУз (КоАО). [7]

Только в 2012 году и первом квартале 2013 года принято, по крайней мере,  15 нормативно – правовых акта с применением данных терминов, в том числе два закона [8].
География принятия таких нормативно – правовых актов широкая – законодательные и исполнительные органы РУз от Президента, Кабинета Министров и ЦБ до всех основных министерств и ведомств, в том числе и силовых, хокимы.
Сферы, которые затрагивают нормативно – правовые акты, принятые только в 2012 г. и первом квартале 2013 г. так же широка – финансы, кредиты, налоги, компенсации, пенсии, пособия и материальная помощь, земля, государственные программы, оперативно-розыскная деятельность.

Термин «молодая семья» и «члены молодой семьи» применятся более чем 50 нормативно правовых актах, в том числе, по крайней мере в лвух законах.

Термин «многодетная семья» применяется более чем в 30 нормативно – правовых актах в том числе, по крайней мере в пяти законах.

К сожалению, имеется тенденция к сокращению льгот для многодетных семей.

Можно привести несколько примеров

Конституция РУз, принята 19.04.1978 г.  на внеочередной шестой сессии Верховного  Совета Республики Узбекистан девятого созывав статье 51 предусматривала спецальную норму о предоставления государством пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Данная Конституция утратила силу с 08.12.1992 г.  в соответствии с Законом РУз от 08.12.1992 г. N 725-XII.
Новая Конституция РУз в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II уже не предусматривает такую заботу государства о многодетных семьях.

В Законе РУз от 20.06.1990 г. N 97-XII «О земле» и Налоговом кодексе РУз (статья 102) [9], имелась льгота по уплате налога на землю многодетным семьям потерявшим кормильца.
Эта льгота существовала с 1990 года по 2002 год, когла уже на уровне «Инструкции о порядке исчисления и уплаты земельного налога» [10] в эти два закона внесена поправка, которая полностью вошла в Налоговый кодекс [11]  эта льгота была ужесточена и стала расспростаняться только на семьи в которых имеется пять и более детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста.

Согласно Приложения N 3 к Постановлению КМ РУз от 26.11.2009 г. N 302 «Положение об Информационно-аналитическом департаменте по вопросам образования,  здравоохранения и социальной защиты»
в функцию и основную задачу Департамента входило обеспечение координации деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, других органов и организаций в реализации адресной социальной помощи малообеспеченным и многодетным семьям.
Постановлению КМ РУз от 30.08.2012 г. N 256 данная функция и задач департамента убрана.

В Положениии о порядке выдачи микрокредитов коммерческими банками субъектам семейного предпринимательства за счет кредитной линии Фонда содействия занятости [12]
было предусмотрено предоставления приоритета в получении микрокредита субъектам семейного предпринимательства отнесенные к социально уязвимым слоям населения, в том числе; малообеспеченные, многодетные семьи, а также семьи, принявшие на попечительство (под опеку) детей-сирот.
31.12.2005 г.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты,  Министерством экономики, Министерством финансов, Центральным банком и Торгово – промышленной палатой РУз данное положение было отменено и выведено из государственного реестра 21 февраля 2006 года.
В дальнейшем подобная льгота многодетным семьям не предусматривалась [13].

Пунктом 1 Указа Президента РУз от 05.03.1994 г. N УП-774 и пунктом 8 Постановления КМ РУз от 31.03.1994 г. N 175 предусматривалось бюджетное финансирование, выделения лимитов и средств на жилищное строительство для государственной поддержки и социальной защиты нуждающихся слоев населения, малообеспеченных и многодетных семей, пенсионеров, ветеранов войны и труда.
Указ утратил силу в соответствии с Указом Президента РУз от 30.05.2005 г. N УП-3613, а Постановление утратило силу в соответствии с Постановлением КМ РУз от 31.05.2005 г. N 138.

Пунктом 4 Постановления КМ РУз от 02.01.1992 г. N 1 предусматривалось отпуск детского питания бесплатно детям из малообеспеченных и многодетных семей.
Настоящее Постановление утратило силу в соответствии с Постановлением КМ РУз от 05.03.1999 г. N 101.

Понятие семьи в законах РУз

Термин семья и члены семьи широко используется в законах РУз, в частности, в Налоговом, Семейном, Трудовом, Уголовном [14] и Уголовно – процессуальном кодексах.

В данных и других законах и подзаконных актах используются четыре термина :
·       семья,
·       молодая семья,
·       многодетные семьи,
·       приемная семья.

Семья.

Термины «семья» и «члены семьи» используются во многих нормативно – правовых актах РУз, но единого определение термина «семья» ни в одном законе РУз не дано.

Однако имеются определения термина «члены семьи» :
·       В Налоговом кодексе в статье 22 определено, что члены семьи - супруг, супруга, родители или усыновители и дети, в том числе усыновленные и удочеренные.
·       В Семейном кодексе в статье 5 определено, что членами семьи являются супруги,  родители и дети (усыновители и усыновленные).
·       В Жилищном кодексе в статье 32 определено, что члены семьи постоянно проживающие совместно супруги и их дети.
Родители супругов, а также дети, имеющие свои семьи и постоянно проживающие с собственником, могут быть признаны членами семьи собственника только по взаимному согласию, если ранее они не приобрели это право.
Нетрудоспособные иждивенцы, а также граждане, постоянно проживающие совместно с собственником, могут быть признаны членами его семьи, если они ведут с ним общее хозяйство и прописаны в его жилом помещении.
Из данной нормы видно, что ЖК РУз
·       услувием признания супругов и их детей членами семьи определяет постоянное совместно проживание;
·       условием признание родителей и членов семей детей членами семьи оговаривает взаимным согласием;
·       устанавливает, что членами семьи могут быть любые граждане при условии постоянного совместного проживания, ведение общего хозяйства и наличии происки.
Это самое расширенное определение «членов семьи».

Таким образом, можно остановиться на том, что под термином «семья» законодатель видимо подразумевает супруга, супругу, родителей, детей, в том числе усыновители и усыновленные. А в случае жилищных вопросов так же любые граждане при соблюдении установленных в ЖК РУз условий.

Что касается супругов все ясно.
Однако остается неясным согласно НК и СК РУз
·       какие (чьи)  родители и какие (чьи) дети входят в состав семьи, являются «членами семьи»;
·       и являются ли членами данной семьи родители и дети, имеющие свои собственные семьи.

Определений термина «члены семьи» в других законах РУз не даны.

Однако, имеется Закон РУз от  26.04.2012 г. N ЗРУ-327 «О семейном предпринимательстве» [15]. Семейное предпринимательство по своему названию предполагает участие членов семьи в одном предприятии. В данном Законе законодатель расширил понятие «членов семьи» и в статье 5 указал, что «Участниками семейного предприятия могут быть глава семьи, его супруга (супруг), дети и внуки, родители, иные родственники, достигшие трудоспособного возраста (супруги детей и внуков, кровные и сводные братья и сестры, их супруги и дети, дяди и тети).»
Поскольку перечень начинается с «главы семьи», а далее идет перечень его родственников, автор статьи предпологает, что законодатель всетаки имел ввиду одну семью. Таким образом законодатель определил второй вариант расширенного понятия «членов семьи» - супруга (супруг), дети и внуки, родители, иные родственники, достигшие трудоспособного возраста (супруги детей и внуков, кровные и сводные братья и сестры, их супруги и дети, дяди и тети).
Возможно тот кто писал данную статью и имеет такую, мягко говоря, большую сумью. Но автор статьи не встречал ни в одной стране, в том числе и в Узбекистане, такую семью, где все вышеперечисленные лица жили бы вместе или имели единый семейный бюджет.
По сути законодатель дал неполный перечень лиц, подпадающих под понятие «родство», в том числе кровных родственников по прямой линии и не по прямой линии; родство через брак и неродственные отношения или близкие неродственные отношения.
Поэтому, поскольку законодатель в данное понятие включил не одну семью, а сразу несколько, нельзя данную норму принять принять как определение термина «члены семьи».

Часть 4 статьи 340 НК РУз косвенно дает еще одно понятие «членов семьи».
«При поездках жен и детей совместно с командированными работниками за границу на весь срок их командировки государственная пошлина взимается в том же порядке и размерах, как и с самих командированных. В случае же обычной поездки членов семьи в гости к командированному за границу государственная пошлина взимается на общих основаниях».
В данном случае в первом предложении говорится о женах и детях, а во втором положении говорится о этих же лицах и они определяются как члены семьи.
С одной стороны можно говорить, что автор данной статьи просто придирается, но с другой стороны, попробуйте сами внимательно прочитать и дать другое разъяснение.
И если автор все же прав то почему нормы данной статьи НК не соответствуют статье 22 этого же кодекса ?
Второй вопрос – почему норма данной статьи НК РУз устанавливает и закрепляет неравноправие мужчин и женщин ?
В любом случае возможность трактования нормы закона и является корупционной составляющей.

Молодая семья.

Термин «молодая семья» используется, например, в статьях 159 и 171 Налогового кодекса, а так же в ряде подзаконных актах.

Однако определение термина «молодая семья» ни в одном законе не найдено, в том числе и в Зоконе РУз от 20.11.1991 г. N 429-XII «Об основах государственной молодежной политике в РУз».

Единственный найденный подзаконный акт - Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 17.07.2007 г. N 144 «Положение о порядке предоставления Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента временно неиспользуемых общежитий, жилых домов и пустующих помещений в многоквартирных домах молодым семьям», где в пункте 2 определено
·       «Молодыми семьями в целях настоящего Положения признаются впервые вступившие в зарегистрированный брак супруги, возраст каждого из которых не превышает 30 лет».
Однако данное определение дано только для данного Положения, как указано в пункте 2. Следовательно, на другие подзаконные акта, а тем более и на законы, не распространяется.

Теоретически можно было бы предположить, что молодые семьи создаются молодежью. Термин «молодежь» активно используется в Трудовом и Уголовном кодексах.

Однако определение термина «молодежь» ни в одном законе так же не дано, в том числе и в  Законе РУз «Об основах государственной молодежной политике в РУз» [16].

В подзаконных актах РУз также нет определения термина «молодежь».

В общепризнанной практике - молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 13—15 лет, средняя — 16—24, высшая — 25—36 лет

По смыслу Главы V УК РУз «Преступления протьив семьи, молодежи и нравственности» к понятию «молодеж» относятся несовершеннолетьние, то есть лица не дрстигшие восемнадцати лет.

Какую группу граждан Трудовой кодекс относит к «молодежи» определить затруднительно.
Так,
·       В части 2 статьи 52 указано – «молодежи (в том числе лиц, не достигших восемнадцати лет)».
·       В части 1 статьи 68 указано - молодежи, окончившей образовательные учреждения.
·       В части 1 статьи 77 усьановлено, что к молодежи относятся учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных, профессиональных учебных заведений.
·       В Главе XIV § 2 «Дополнительные гарантии для молодежи» во всех девяти статья указывается «лица моложе восемнадцати лет».

В части «лиц, недостигших восемнадцати лет» все ясно.
Но, по смыслу статьи 52 лица, не достигшие 18-ти лет, относятся к молодежи в том числе, то есть могут быть и старше, а общеобразовательные и профессиональные учебные заведения оканчивают лица и старше 18-ти лет.

Таким образом теоретичекая попытка привязать «молодые семьи» к «молодежи» не состоятельна. Хотя такая привязка имеет право на существовавание, так как статья 15 Семейного кодекса разрешает мужчинам вступать в брак с восемнадцати лет, но женщинам с семнадцати лет, а при уважительных причинах брачный возраст иожет быть снижен на один год [17].

Теоретически к «молодым семьям», исходя из смысла употребляемых слов, можно отнести и семьи, которые созданы по временным параметрам недавно, например, в пределах одного – пяти лет.

Однако, учитывая, что отнесение семьи к молодой дает определенную поддержку со стороны некоторых норм законов и подзаконных актов, в том числе и финансовую, более предпочтительно относить к «молодой семье», лиц, вступивших в брак при установлдении максимального возраст в 36-ть лет. А к молодежи относить лица, которые не достигли 25-ти лет (с учетом возмодности для большинства окончания высших учебных заведений в возрасте 24-25 лет).

Многодетные семьи.

Многодетная семья — в большинстве европейских стран это семья, в которой трое или более детей.

Налоговый, Трудовой, Жилищный кодексы, ряд других законов и подзаконных актов  устанвливают определенные льготы и гарантии для многодетных семей (например, статья 290 НК, статья 68 ТК, статья 111 ЖК).

В статье 290 НК дано определение термина «многодетная семья» - семья, в которой умерли один из родителей или оба родителя и в которой имеется пять и более детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста.
В статье 68 ТК к многодетной семье относятся родители, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет и детей-инвалидов.

К недостаткам имеющихся в НК и ТК определений относятся :
·       Статья 290 НК для отнесения к многодетной семье предусматривает обязательную потерю одного или обеих родителей; и данное определение устанавлено только «в целях налогообложения», то есть применять данное определение в других случаях нельзя.
·       Статья 68 ТК вообще никак не определяет понятие «многодетность», но при этом ограничивает возвраст детей до 14-ти лет. Хотя согласно статьи 22 ГК РУз полная дееспособность гражданина РУз, то есть  своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, наступает с восемнадцати лет. А согасно статей 60 и 77 того же ТК, право на труд возникает у граждан РУз с шестнадцати лет.

Какого либо либо другого определения в законах, в том числе и Жилищном кодексе, тем более единого определения термина «многодетная семья» ни в законах ни в подзаконных актах не дано.

На уровне подзаконных актов автором статьи было найдено несколько различных определений термина «многодетная семья» :

Приложение  N 2 к Постановлению КМ РУз от 21.04.2006 г. N 67 «Положение об условиях бесплатного предоставления крупного рогатого скота малообеспеченным и многодетным семьям в сельской местности», где в пункте 2 а)
определено, что многодетные семьи -  имеющие пять и более несовершеннолетних детей, включая учащихся профессиональных колледжей (академических лицеев).

Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 28.06.1994 г. N 325 «Положение о коммунальном жилищном фонде Республики Узбекистан». В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 02.08.2010 г. N 164. Приложение N 1 к Положению «Перечень категорий граждан, которым предоставляется  коммунальный жилищный фонд по договору найма жилья, если их среднедушевой доход в месяц ниже минимальной зарплаты», где в пункте 4
многодетными определены семьи, имеющие 7 и более детей в возрасте до 16 лет.

Указ Президента РУз от 19.08.1992 г. N УП-455 и соответствующее Постановление Кабинета Министров РУз от 02.10.1992 г.  N 455, где в пунте 1
многодетными опредеолены семьи, имеющим 7 и более детей в возрасте до 18 лет.

Приложение  N 3 к Постановлению КМ РУз от 13.05.1992 г. N 235 «Положение о порядке установления минимального количества рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих особые затруднения в трудоустройстве». Наименование в редакции Постановления КМ РУз  от 23.07.1998 г. N 310., где в пункте 1
опредены  многодетные родители - имеющим детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов.

Приведенные примеры показывают, что отсутствие единого юридического определения термина «многодетная семья» на уровне закона приводит к тому, что даже на уровне Кабинета Министров это термин трактуется по разному - имеющим
·       пять и более несовершеннолетних детей,
·       семь и более детей в возрасте до 16 лет,
·       семь и более детей в возрасте до 18 лет,
·       имеющим детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов.

О «большом» внимании к нуждам «многодетных семей» свидетельствует также тот факт, что до принятия Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» [18] женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имели право на уменьшение пенсионного возраста на 5 лет.
С принятием данного Закона эта льгота больше не предоставляется.

В плане особой «заботы» о многодетных семьях» интересна льгота, установленная статьей 331 НК РУз, которой от уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий освобождаются, в том числе, «матери - за свидетельствование верности копий документов по делам о награждении их орденами и медалями за многодетность».

В статьях 11 и 12 Закона РУз «О государственных наградах» [19] дан перечень соответственно орденов и медалей Республики Узбекистан.
Автор статьи был удивлен, но ни ордена ни медали за материаство и многодетность в Республике Узбекистан не имеется.

Нет даже такого почетного звания [20].

Самое приближенное к награде за материнство и многодетность имеет отношение орден "Соглом авлод учун" ("За здоровое поколение") [21].
Однако, согласно пунтов 1 и 3 Положения этим орденом награждаются
·       за выдающиеся заслуги перед государством и народом Узбекистана в охране материнства и детства, улучшении экологии человека, воспитании физически и нравственно здорового поколения, высших чувств патриотизма и глубокой преданности и гордости за свою Родину - независимый Узбекистан, создании достойных материальных и моральных основ для благополучия материнства и детства;
·       или внесшие большой вклад в дело развития здоровых поколений, проявляющие особую заботу о материнстве и детстве, попечители детей - инвалидов и сирот, представители общественных организаций, хозяйственных структур, постоянно оказывающие высшую благотворительность в отношении материнства и детства.

С очень большой натяжкой можно говорить, что данным орденом теоретически могут быть нагрждены и многодетные мамы и папы, воспитавшие какое-то количество детей, но к государственной награде «за многодетность», согласно этого Положения, этот орден даже теоретически нельзя отнести.

Приемная сеья и приемные родители.

Определений терминов «приемная семья» и «приемные родители» не дано ни в одном законе РУз.

Нормы, касающиеся приемной семьи, установлены в Главе 22 СК РУз.

В соответстии с частью 1 статьи 194 СК РУз несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в приемную семью.
В части 1 статьи 195 и статьей 198 СК РУз указано, что «соглашение о принятии детей на воспитание в семью заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями.»
Таким образом Семейный кодекс РУз содержит нормы в соответствии с которыми передача ребенка в приемную семью означает передачу приемным родителям.

Однако, в соответстии с Главой 22 СК РУз «Принятие детей в семью на воспиатние (патронат)» такие приемные родители (приемная семья) не обладают полными правами и обязанностями родителей так как усыновители.

Следовательно, нормы Главы 22 СК РУз в части приемных родителей входят в противоречие с юридическим положением приемной семьи.
Таким образом, применение термина «приемные родители» при определении статуса воспитателей в приемной семье с юридической точки зрения не приемлемо и вносит только путаницу в правовые нормы.

В статье 85 СК РУз дан перечень лиц, которые дают согласие на общение родителей с ребенком - орган опеки и попечительства, опекун (попечитель), приемные родители ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.

Так кто такие приемные родители.?

По смыслу части 2 статьи 153 СК РУз усыновители не являются родителями усыновленного.
Однако
·       в соответствии с частью 2 статьи 164 СК РУз усыновители должны быть записаны родителями ребенка в книге записей о его рождении, если это указано в решении суда.  Часть в редакции Закона РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352;
·       а в соответствии с часть 1 статьи 165 СК РУз усыновленные дети приравниваются во всех личных и имущественных правах к родным детям усыновителя.
То есть юридически усыновители все же становятся родителями и на них распространяются все нормы законодательства РУз, регулирующие отношения между родителями и детьми.

Следовательно, норма статьи 153 СК РУз в части того, что усыновитель не является родителем, входит в противоречие с юридическим положением усыновителей, приравненной к родителям.

Таким образом, применение термина «усыновитель» при определении статуса усыновителя с юридической точки зрения не приемлемо и вносит только путаницу в правовые нормы.

Отсюда следует, в отличии правовых норм СК РУз, «приемными родителями» являются усыновители, а не воспитатели в приемной семье.

К гражданам, принявшим на воспитание детей должен применяться термин патронатные воспитатели, что соответствует
·       смыслу Главы 22 СК РУз.в которой говорится только о передаче детей в приемные семьи и только на воспитание;

Фактически «приемная семья» это статус гражданского правоотношения, когда на основании договора (юридического документа) граждане берут на себя обязанности государства по воспитанию несовершеннолетних, а государство должно за это платить.

При этом необходимо четкое разграничение понятий и. соответственно, прав, «приемной семьи  или «семейного детского дома» в зависимости от количества принятых на воспитание детей.

Эти взаимоотношения должны регулироваться после внесения соответствующих поправок в
·       Главе 22 СК РУз «Принятие детей в семью на воспитание»;
·       Положении об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних детей и принятии детей в семью на воспитание (патронат) [22];
·       Положении о порядке обеспечения сирот, передаваемых в семьи на воспитание (патронат), одеждой и обувью, а также выплаты ежемесячных пособий приемным родителям, принявшим детей на воспитание [23];
·       и других нормативно – правовых актах.

Эти нормативно – правовые акты должны быть пересмотрены в соответствии с нормами ГК РУз, в том числе Разделом III «Обязательственное право», подразделом 1 «Общие положения об обязательствах» и подразделом 2 «Общие положения о договоре».

Необходимо так же пересмотреть все нормы, регулирующие вопросы
·       «приемной семьи» и «семейного детского дома»;
·       прав и обязанностей патронатных воспитателей, в том числе в приемных семьях и семейных детских домах;
·       а также несовершеннолетних, находящихся на воспитании в приемных семьях и семейных детских домах, в частности, статью 52 ЖК в части 2 которой предусматривается сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами, в том числе  в случае помещения детей на воспитание в детское учреждение, к родственникам или опекунам, попечителям, предусмотрев приемную семью и семейный детский дом.

Необходимо также четко определить статус «приемных родителей», прямо указав, что при усыновлении или удочерении усыновители и удочерители приобретают статус родителей со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Меню



[1] Конституция РУз. Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва. Текст в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II. В настоящую Конституцию внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-284.
[2] Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г. Подписана Республикой Узбекистан 19 декабря 1994 года.
[3] Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.. Принята Резолюцией N 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Республика Узбекистан присоединилась к настоящей Конвенции в соответствии с Постановлением Верховного Совета РУз  от 9 декабря 1992 года N 757-XII.  Вступление в силу для Республики Узбекистан с 29 июля 1994 года.
[4] 3 декабря 1986 г.
[5] Нью-Йорк, 9 декабря 1975 г.. Принята Резолюцией 3447 (XXX)  на тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи  Организации Объединенных Наций.
[6] Нью-Йорк, 20 декабря 1971 г.. Принята Резолюцией 2856 (XXVI) на 2027-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций.
[7] Налоговый кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136. Введен в действие с 01.01.2008 г.. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 29.12.2012 г. N ЗРУ-345.
Жилищный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 24.12.1998 г. N 713-I. Введен в действие с 01.04.1999 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 24.12.1998 г. N 714-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.12.2011 г. N ЗРУ-313.
Земельный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. N 598-I. Введен в действие с 01.07.1998 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. N 599-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 04.01.2011 г. N ЗРУ-278.
Семейный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. N 607-I. Вводится в действие с 1 сентября 1998 г.
В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
Таможенный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 26.12.1997 г. N 548-I. Введен в действие с 01.03.1998 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26.12.1997 г.. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
Гражданский процессуальный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 477-I. Введен в действие с 01.01.1998 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 477а-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
Гражданский кодекс РУз. Утвержден Законами Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 163-I и от 29.08.1996 г. N 256-I. Введен в действие с 01.03.1997 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29.08.1996 г. N 257-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 29.12.2012 г. N ЗРУ-345.
Трудовой кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 161-I. Введен в действие с 01.04.1996 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 162-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
Уголовно-процессуальный колекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2013-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 29.12.2012 г. N ЗРУ-345.
Кодекс РУз об административной ответственности. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2015-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2016-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.

[8] Перечень нормативно – правовых актов :
1.     Приложение N  1 и 2 к Постановлению от 04.03.2013 г. МФ N 23 и ГНК N 2013-8, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. N 2439 «Формы налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц».
2.     Приложение N 1  к Постановлению КМ РУз от 15.02.2013 г. N 44 «Положение о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям».
3.     Приложение к Постановлению Президента РУз от 14.02.2013 г. N ПП-1920 «Государственная программа "Год благополучия и процветания"»
4.     Приложение N 1 к Решению хокима г.Ташкента от 30.01.2013 г. N 79 «Положение о выделении земельных участков гражданам, передающим   свою   частную квартиру в многоэтажном доме в распоряжение районного хокимията».
5.     Закон РУз от 25.12.2012 г. N ЗРУ-344 «Об оперативно-розыскной деятельности». Принят Законодательной палатой 7 ноября 2012 года. Одобрен Сенатом 5 декабря 2012 года.
6.     Приложение к Постановлению КМ РУз от 31.10.2012 г. N 312 «Положение о порядке выдачи судьям долгосрочных ипотечных кредитов для приобретения жилья на льготных условиях».
7.     Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 31.10.2012 г. N 312 «Положение о порядке выплаты судьям ежемесячной денежной компенсации за аренду (наем) жилых помещений».
8.     Постановление от 31.08.2012 г. министерств финансов N 66, обороны N 10, внутренних дел N 30, рл чоезвычайным ситуациям N 227, Службой национальной безопасности N 98,  Государственного таможенного комиттета N 01-02/5-27. «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке выплаты пенсий работающим пенсионерам». Вступает в силу с 13 октября 2012 года. Зарегистрировано Министерством юстиции РУз 03.10.2012 г.  N 2222-1.
9.     Постановление Кабинета МинистровРУз от 28.06.2012 г N 184 №О внесении изменений и дополнений в Постановление КМ РУз от 08.09.2011 г., касательно назначения и выплаты государственных пенсий.
10.  Постановление Правления Центрального банка РУз от 09.06.2012 г. N 17/2 «О внесении дополнений в Положение о порядке выдачи ипотечных кредитов для покупки построенного или реконструированного жилья  для  широких  слоев  населения, в том числе молодых семей». Вступает в силу со 2 июля 2012 года. Зарегистрировано Министерством юстиции РУз  22.06.2012 г. N 1835-2
11.  Закон РУз от  26.04.2012 г. N ЗРУ-327 «Осемейном предпринимательстве». Принят Законодательной палатой 16 марта 2012 года. Одобрен Сенатом 23 марта 2012 года. В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
12.  Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 05.04.2012 г. N 101 «Положение о порядке комплектования, государственного учета,  хранения и использования архивных документов».
13.  Приложение к Постановлению Правления ЦБ от 10.03.2012 г. N 8/1, зарегистрированному МЮ 20.03.2012 г. N 2344. «Положение о порядке микрокредитования коммерческими банками личных подсобных хозяйств для выращивания сельскохозяйственных продуктов».
14.  Приложение N 1 к Приказу министра юстиции от 02.03.2012 г. N 53-мх, зарегистрированному МЮ 02.03.2012 г. N 2333. «Общеправовой классификатор отраслей законодательства Республики Узбекистан».
15.  Приложение к Постановлению Президента РУз от 27.02.2012 г. N ПП-1717 «Госуларственная программа "Год семьи"»

[9] Утвержден Законом Республики Узбекистан от 24.04.1997 г. N 396-I.
[10] Утверждена Постановлением от 21.01.2002 г. МФ N 19 и ГНК N 2002-20, зарегистрированным МЮ 27.03.2002 г. N 1118.
[11] Утвержден Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136, введен в действие с 01.01.2008 г.
[12] Утвержден Постановлением от 10.05.2002 г., МТСЗН N 23, МФ N 2-09/3, ММЭС N 59, ЦБ N 217-В, ПТиП N 324, зарегистрированным МЮ 03.06.2002 г. N 1146
[13] Смотри пункт 28 «Положения о порядке выдачи коммерческими банками микрокредитов   субъектам   малого   бизнеса за  счет  кредитных  линий  внебюджетных фондов и Микрокредитбанка», утверждено Постановлением от 31.12.2005 г. ЦБ N 273-  и МФ N 111, зарегистрированным МЮ 21.02.2006 г. N 1548 и Положение о порядке микрокредитования коммерческими  банками  личных подсобных хозяйств для выращивания сельскохозяйственных продуктов, утверждено Постановлением Правления ЦБ от 10.03.2012 г. N 8/1, зарегистрированному МЮ 20.03.2012 г. N 2344.
[14] Уголовный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2012-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.

[15] Принят Законодательной палатой 16 марта 2012 года. Одобрен Сенатом 23 марта 2012 года. В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352

[16] Закон РУз от 20.11.1991 г. N 429-XII «Об основах государственной молодежной политике в РУз», в настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-197.

[17] Часть в редакции Закона РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[18] Закон РУз от 03.09.1993 г. N 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 05.01.2012 г. N ЗРУ-318.

[19] Закон РУз от 22.12.1995 г. N 176-I «О государственных наградах». В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 11.09.2012 г. N ЗРУ-332.
[20] Перечень утвержден Законом РУз от 26.04.1996 г. N 226-I «Об учреждении почетных званий Ресупблики Узбекистан».  В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 26.05.2000 г. N 82-II. И утвержденный этим Законом «Положение о почетных званиях Республики Узбекистан».
[21] Закон РУз от 07.05.1993 г. N 873-XII. В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.08.2003 г. N 535-II, а так же утвержденное этим Законом Положение об ордене.

[22] Утвержден Постановлением КМ от 12.04.1999 г. N 171.
[23] Утвержден Постановлением от 21.10.2002 г. Минобразования N 87 и Минфина N 121, зарегистрированное МЮ 18.11.2002 г. N 1189.

Комментариев нет:

Отправить комментарий