Часть 2: Регулирование семейных и родственных отношений, иждивенчества, а также государственная защита интересов ограниченно дееспособных и недееспособных граждан, оставшихся без попечения



Глава 2.  Опекуны и попечители.

Определение в законах и подзаконных актатах РУз статуса, прав и обязанностей опекунов и попечителей мягко говоря немного запутано и противоречиво.

Ниже приводятся только несколько примеров.

Пример первый.

Статьей 3 Закона РУз от 07.01.2008 г. N ЗРУ-139 О гарантиях прав ребенка» установлено, что «опека и попечительство - правовая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав, свобод и законных интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими четырнадцати лет, попечительство - в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет».

Статья 176 СК РУз устанавливает, что
·       Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, и над лицами, признанными судом недееспособными.
·       Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над лицами, признанными судом ограниченно дееспособными.
·       Над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, попечительство может быть установлено по просьбе этих лиц.

В части II «Опека и попечительство» «I. Общие положения» Положения «Об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан» [1], в пункте 2 установлено, что
·       опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, и над лицами, признанными судом недееспособными,
·       а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и лицами, признанными судом ограниченно дееспособными

То есть во всех выше указанных нормах установление опекунства и попечительства над несовершеннолетними ограниченно возрастом опекаемого, соответственно до четырнадцати и от четырнадцати до восемнадцати лет.

Однако данные нормы нормативно – правовых актов, в том числе и законов, не соответствуют нормам ГК РУз и ряду других нормативно – правовых актов.

Например.

Попечительство не может устанавливаться над несовершеннолетними только исходя из возраста от 14 до 18 лет, так как
Частью 2 статьи 22 ГК РУз установлено, что гражданин на законном основании вступивший в брак до достижения совершеннолетия приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак, то есть и до восемнадцати лет.
Статьей 28 ГК РУз установлено, что несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или, с согласия родителей, усыновителей или попечителя, занимается предпринимательской деятельностью. Смотри также подпункт т) пункта 7, пункт 30 части I Положения об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан, утвержденного Постановлением КМ от 12.04.1999 г. N 171.

Пример второй.

В соответствии с вышеуказанными нормами установлены и права и обязанности опекунов и попечителей.
В том числе в статье 181 СК РУз установлено, что
·       Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
·       Попечители оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Однако несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет все-таки имеют право заключать сделки без опекуна.

Частью 2 статьи 29 ГК РУз малолетним в возрасте от шести до четырнадцати лет дано право самостоятельно совершать:
·       мелкие бытовые сделки;
·       сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
·       сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия последнего, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Однако несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет все-таки не имеют право заключать любые сделки.

Статья 27 ГК РУз где в части 1 установлено, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в части третьей настоящей статьи, с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителей. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

Статья 27 ГК РУз где в части 2 несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дано право самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей совершать ряд перечисленных в данной статье сделок. Смотри также статью 1031 ГК; главу 2 Закона "Об авторском праве и смежных правах", главу 43 ГК; Закон "О гарантиях защиты вкладов граждан в банках", часть вторую статьи 29 ГК РУз.

Статья 27 ГК РУз где в части 3 установлено, что только суд, но никак не нормы другого закона или попечитель, может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права. При этом эта норма не расспространяется на случаи, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с частью второй статьи 22 (брак) или со статьей 28 ГК РУз (эмансипация).

Пример третий.

Статьей 181 СК РУз установлено, что
·       Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
·       Попечители оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
То есть попечители не являются законными представителями.

Однако.

Статьей 173 СК РУз, в пункте 1 части I «Орагны опеки и попечительства» и в пункте 2 части II «Опека и попечительство» Положения «Об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан», установлено, что опека или попечительство устанавливаются в целях, в том числе, для защиты личных и имущественных прав и интересов опекаемых.
Статьей 32 ГК РУз установлено, что
Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
В части 3 пункта 13 части II «Опека и попечительство» Положения «Об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан», установлено, что «Опекуны и попечители защищают права и интересы подопечных во всех учреждениях, в том числе и в суде, без особой доверенности».

Таким образом из данных норм нормативно – правовых актов, в том числе законов, вытекает, что
Права опекуна в изложенной выше форме ничем не ограничены, что противоречит нормам ГК РУз из которых следует, что несовершеннолетние от шести до четырнадцати лет дано право самостоятельно совершать некоторые сделки.
А попечитель
·       хоть и не является законным представителем подопечного
·       обязан и имеет право выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия и особой доверенности.
Встает вопрос, если попечитель не законный представитель подопечного, то какое право он имеет выступать от имени подопечного с любым лицом, тем более без специального полномочия и особой доверенности.
А если учитывать, что у несовершеннолетних имеются и собственные достаточно широкие самостоятельные права, то такая роль попечителя в изложенной выше форме, вообще выглядит незаконной.

Пример четвертый.

В соответствии с частью 1 статьи 179 СК РУз «Для непосредственного осуществления обязанностей по опеке и попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя».
В СК РУз назначение это единственная форма назначения опекуна и попечителя.
Однако установление опеки или попечительства это установление гражданско – правовых отношений между государственным исполнителеьным органом и опекуном или попечителем.
Так, в СК РУз предусмотрены ряд отношений, возникающих между опекуном (попечителем) и опекаемым, а так же между опекуном (попечителем) и государственными исполнительными органами, которые требуют письменного урегулирования порядка установления, выполнения и прекращения.
Например, статья 177. Назначение опекуна или попечителя несовершеннолетнему, имеющему родителей, статья 178. Установление опеки или попечительства при временном отсутствии родителей, статья 183. Управление имуществом подопечных, статья 184. Действия, совершаемые опекуном с разрешения органов опеки и попечительства, статья 185. Действия, которые не вправе совершать опекун и попечитель.
Требуют так же письменного урегулирования порядка реализации,  осуществления функций органов опеки и попечительства, установленных Положением «Об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан», в соответствии с которыми органы опеки и попечительства осуществляют в частности функции :
«д) дают согласие опекуну:
- совершать от имени подопечного сделки (договоры), подлежащие нотариальному удостоверению;
- производить раздел имущества и сдавать имущество подопечного в залог или аренду на срок свыше одного года;
- отказываться от имени подопечного от наследства и (или) дара;
- производить обмен жилого помещения подопечного;
- отказываться от любого принадлежащего подопечному права;
е) в случае недостаточности средств по содержанию подопечного назначают пособие на его содержание (ст. 186 СК РУз);
ж) требуют от опекуна или попечителя возмещения имущественного вреда, причиненного подопечному недобросовестным или небрежным выполнением возложенных на него обязанностей (ст. 191 СК РУз);
з) освобождают попечителя и отстраняют опекуна и попечителя от выполнения своих обязанностей (ст.ст. 187, 188 СК РУз);
л) в установленном порядке готовят в суд документы для отмены усыновления или признания усыновления недействительным;
о) не менее 2 раз в год осуществляют надзор за исполнением обязанностей и осуществлением прав опекуна и попечителя, ведут наблюдение за условиями жизни и воспитания детей, переданных в приемную семью, и составляют об этом соответствующую справку (ст. 182, 200 СК РУз);
п) на основании решения суда определяют лицо и заключают с ним договор о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим (ст. 34 Гражданского кодекса);
т) объявляют несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) (ст. 28 Гражданского кодекса);
у) осуществляют и другие функции в соответствии с законодательством.»

Совершенно очевидно, что поскольку опекуны и попечители не являются родителями или усыновителями (удочерителями) для своих подопечных, частно являются для подопечных посторонними людьми,  все взаимоотношения должны регулироваться гражданско – правовыми нормами, то есть заключением соответствующего договора.
Однако СК РУз не содержит такую норму.

 Пример пятый.

Статьей 174 СК РУз установлено, что «Опека и попечительство устанавливаются решением хокима района или города».
Статьей 179 СК РУз установлено, что «Для непосредственного осуществления обязанностей по опеке и попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя».
Для автора данной статьи совершенно неясно кто же все-таки принимает решение и какая разница между «установлением» и «назначением» в каждом конкретно случае, а также какое отношение к этому вопросу имеет хоким (ведь орган опеки и попечительства это такой же государственный исполнительный орган, что и хокимият).
Конечно можно дать какие-то разумные объяснение нормам этих двух статей. Но скорее всего сколько людей будет давать разъяснение столько и будет разных вариантов.

Здесь также представляет интерес как этот вопрос решает Положение «Об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан».
В пункте 3 части I «Ораганы опеки и попечительства» указано, что «Опека и попечительство устанавливаются решением хокима района или города».
В пункте 7 части II «Опека и попечительство» установлено, что органы опеки и попечительства абзац б) «в необходимых для интересов ребенка случаях назначают ему опекуна или попечителя (ст.ст. 177, 179 СК РУз)».
Никаких хокимов нет. Никаких рекомендаций хокиму по установлению опеки и попечительства нет.
Как можно обяснить такое противоречие закона и нормативно – правого акта ? Кто прав ?
На взгляд автора данной статьи в данном кокретном случае прав Кабинет Министров РУз, а не законодатель, но только в части того, что опекунов и попечителей назначеет орган опеки и попечительства. А в части противоречия пунктов 3 и 7 Кабинет Министров конечно не прав.

И только в абзаце в) данного Положения указано, что органы опеки и попечительства «готовят рекомендации хокиму района, города по усыновлению несовершеннолетних детей (ст. 151 СК РУз)».
Однако и здесь все не так просто.
Статья 151 СК РУз (текст статьи в редакции Закона РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352) не предусматривает никаких хокимов, а «Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, с учетом заключения органов опеки и попечительства об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка».
То есть хоким законом исключен из процедуры усыновления (удочерения).
Однако в пункте 3 Раздела первого Положения «Об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних детей и принятии детей в семью на воспитание (патронат)» [2] установлено, что «Усыновление производится решением хокима района, города по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, и рекомендации органов опеки и попечительства».
Таким образом в статье 151 СК РУз написано одно, а в постановлении Кабинета Министров РУз другое. Кто прав, какая норма действует ? Конечно закон.
А все очень просто. Статья 151 СК РУз действительно до 30.04.2013 года содержала норму, в соответствии с которой «Усыновление производится решением хокима района, города по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, и рекомендации органов опеки и попечительства».
Законодатель поменял норму статьи закона, а Кабинет Министров РУз не внес соответствующее изменение в подзаконный акт. В свобю очередь Министество юстиции РУз не выполнило требование статьи 7, 11 и 27 Закона РУз «О нормативно – правовых актах» [3] и своих прямых обязанностей, установленных в том числе пунктами 2 и 3 Постановления Президента РУз [4].

Как можно объяснить такую несуразицу в действиях законодательной и исполнительной власти РУз ?

Глава 3.  Определение термина «законный представитель» в законах РУз.

Сам термин «законный представитель» в законах РУз не определен, однако применяется часто и во многих законах.

Опекун и попечитель как законные представители.

В соответствии со статьей 181 СК РУз и пунктом 13 части II Положения об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан, утвержденного Постановлением КМ от 12.04.1999 г. N 171,
·       Опекун является законным представителем подопечных и совершает от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
·       Попечитель оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Из этих норм можно предположить, что
·       опекун – это законный представитель,
·       а попечитель нет, только оказывает содействие подопечным и охраняет их от злоупотреблений третьих лиц.
Это различие между опекуном и попечителем в СК РУз является основным.

Статьей 3 Закона РУз «О гарантиях прав ребенка» [5]  установлено, что «законные представители ребенка - родители, усыновители, опекуны, попечители».

Однако соответствующие изменения в СК РУз внесены не были.

Второе отличие опеки от попечительства установлено в статье 176 СК РУз
·       Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, и над лицами, признанными судом недееспособными.
·       Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над лицами, признанными судом ограниченно дееспособными. Кроме того, попечительство над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, попечительство может быть установлено по просьбе этих лиц.

Однако в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 ГК РУз (в статью 32 изменения не вносились)
·       Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
·       Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
То есть в соответствии с данными нормами ГК РУз
·       Разница между опекуном и попечителем заключается только в объекте – или недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
·       А обязанности опекунов и попечитель равны в вопросах защиты прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах. И эти свои полномочия и опекун и попечитель осуществляют без специального полномочия.

Эти противоречия между нормами СК РУз, ГК РУз и Законом РУз «О гарантиях прав ребенка» вызывают противоречия и в других нормативно – правовых актах. Ниже приводятся только несколько примеров, которые, на взгляд автора статьи существенны, так как касаются производства по уголовным и административным делам. А расписывать все противоречия в законодательстве РУз неблагодарное дело.

Как следует из норм СК РУз и опека, и попечительство устанавливается над несовершеннолетними.

Кто такие несовершеннолетние ?
Статьей 547 УПК  РУз установлен порядок производства по делам о преступлениях несовершеннолетних и определено, что это касается лиц, не достигших восемнадцатиоетнего возраста
Аналогично статьей 81 Раздела VI «Особенности ответственности несовершеннолетних» Главы XV «Наказание и его назначение» УК РУз установлено, что данные нормы, касающиеся несовершеннолетних,  относятся к лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет.
Таким образом, согласно УПК РУз и УК РУз несовершеннолетние это лица,  не достигшие восемнадцати лет.

Нормы УПК РУз предусматривают права законных представителей защищать интересы несовершеннолетних, в том числе
·       как лиц, не достигших четырнадцати лет (часть 2 статьи 17 УК РУз предусматривает уголовную ответственность по части второй статьи 97 УК РУз за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, лиц, которым до совершения преступления исполнилось тринадцать лет);
·       так и лиц от четырнадцати до восемнадцати лет.
Все эти лица по нормам УК и УПК являются несовершеннолетними, в отношении которых УПК установлены нормы в отношении законных представителей.
Так,
·       Часть 4 статья 25 УПК РУз, в соответствии с которой законный представитель несовершеннолетнего участвует в судебном заседании в качестве стороны, пользуются равными правами представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, высказывать свое мнение по любому вопросу, имеющему значение для правильного разрешения дела.
·       Часть 3 статьи 49 УПК РУз, в соответствии с которой в качестве защитника наряду с адвокатом могут быть допущены один из близких родственников или законных представителей подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
·       Часть 1 подпункт 1 статьи 51 УПК РУз,  в соответствии с которой участие защитника является обязательным по делам несовершеннолетних:
·       Часть 1 статье 60 УПК РУз, в соответствии с которой законные представители привлекаются к участию в деле для отстаивания прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или потерпевшего, если они являются несовершеннолетними либо признаны в установленном порядке недееспособными.
А в части 2 статье 60 УПК РУз прямо указано, что в качестве законных представителей в деле могут участвовать родители, усыновители, опекуны, попечители.

В пункте пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РУз от 12.12.2008 г. N 23 "О судебной практике по применению принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами" дано разъяснение, что законными представителями могут быть признаны лица, на попечении которых он находится, в частности, усыновители, опекуны, попечители, а также близкие родственники, представители учреждений и организаций.

Таким образом нормы СК РУз и «Положения об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан», утвержденного Постановлением КМ от 12.04.1999 г. N 171 прямо противоречат нормам ГК РУз, УПК РУз и УК РУз, а также разъяснению Пленума Верховного Суда РУз  в части того, что
·       ТОЛЬКО опекуны являются законными представителями несовершеннолетнего, то есть только несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет.
·       А УПК и УК РУз устанавливают, что представлять интрересы несовершеннолетних могут их законные представители и устанавливают возраст несовершеннолетьних до восемнадцати лет. При этом прямо указывают, что законными представителями являются, в том числе, опекуны и попечители.

Статьей 47 КоАО РУз установлена ответственность родителей и лиц их заменяющих, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей.
Однако,
Часть 2 статьи 73 СК РУз обязанность по воспитанию детей возлагается только на родителей и в части 3 установлена ответственность родителей.
А статья 30 Закона «Об образовании» [6]  обязаность защищать законные права и интересы ребенка и ответственность за их воспитание возлагается на родителей или законных представители несовершеннолетних детей.

На лицо совершенно явное расхождение когда
·       КоАО предусматривает ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за неисполнение своих обязанностей;
·       СК обязанность и ответственность только родителей;
·       а Закон «Об образовании» обязанность возлагает на родителей или законных представителей несовершеннолетних.

Некоторые другие законные представители.

Статьей 150 СК РУз установлено несколько форм передачи на воспитание детей, оставшиеся без попечения родителей :
·       в семью (на усыновление, удочерение, под опеку, попечительство или в приемную семью),
·       а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Исходя из этой нормы закона можно предположить, что законными представителями несовершеннолетних (а не детей, как указано в статье 150 СК РУз) должны быть :
·       усыновители (удочерители),
·       опекуны,
·       попечители
·       приемная семья,
·       учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Однако, как указано выше, термину «законный представитель» в законах РУз не дано единое и общее в правоприменительной практике определение.

Частью 2 статьи 60 УПК РУз установлено, что в качестве законных представителей в деле могут участвовать родители, усыновители, опекуны, попечители. В пункте 5 Постановления Пленума ВС от 14.05.2010 г. N 05 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства о представительстве" и статье 51 ГПК РУз перечень лиц, являющихся законными представителями определены аналогично.

Казалось бы все понятно законный представитель это родители, усыновители, опекуны и попечители.

Определение в законах РУз статуса опекунов и попечителей в качестве законных представителей рассмотрено выше. В частности, по нормам СК РУз попечитель не является законным представителем.

Рассмотрим, как законы РУз относятся к родителям и усыновителям (удочерителям), как к законным представителям, только на нескольких примерах.

Усыновители (удочерители) как законные представители.

Статьей 3 Закона РУз от 07.01.2008 г. N ЗРУ-139 «О гарантиях прав ребенка» установлено, что «законные представители ребенка - родители, усыновители, опекуны, попечители».

В соответствии со статьями 67 и 74 СК РУз «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».
Помимо родителей в СК РУз прямо указано, что законным представителем является опекун (часть 1 статьи 181 СК РУз).
СК РУз никакие другие лица прямо не определяет как законных представителей.

Есть еще «усыновители». Нормы об усыновлении (удочерении) предусмотрены в Главе 20 СК РУз. Однако ни одна статья СК РУз прямо не указывает, что
·       усыновитель является законным представителем,
·       права усыновителя приравнены к правам родителей.
Только
·       в части 2 статьи 164 СК РУз указано, что усыновители должны быть записаны родителями ребенка в книге записей о его рождении, и то только если это указано в решении суда;
·       а в части 1 статьи 165 указано, что усыновленные дети приравниваются во всех личных и имущественных правах к родным детям усыновителя.
Можно ли только на основании этих двух норм утверждать, что юридически усыновители приравнены в правах к родителям (биологическим родителям) и соответственно являются законными представителями несовершеннолетних ? Ответ однозначный – с правовой точки зрения нет нельзя, так как норма СК РУз права детей уровняло, но права родителей нет.

В таком случае,
·       Если в ГПК и УПК РУз усыновители прямо указанны как законные представители несовершеннолетних, то как быть если интересы несовершеннолетнего надо защищать не в судах общей юрисдикции или по уголовным преступлениям ?
·       И почему в этом вопросе нормы СК не соответствуют нормам ГПК и УПК РУз.

Кроме того в законах имеются и другие казусы.

Так,

В части 3 статьи 49 УПК РУз установлено, что в качестве защитника наряду с адвокатом могут быть допущены один из близких родственников или законных представителей подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
Статья 77 СК РУз к близким родственникам относит дедушку, бабушку, братьев, сестер и других близких родственников.
Статья 22 НК РУз к близким родственникам относит- мужа, жену, родителей, детей, кровных и сводных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков.
Таким образом, в нашем случае,
·       согласно норм СК и НК РУз родители и есть близкие родственники;
·       согласно норм СК и УПК РУз родители являются законными представителями;
·       согласно норм УПК РУз родитель, как близкий родственник, не является законным представителем.
·       статус усыновителей как родителей вообще в этих кодексах не установлен.

В Разделе VIII УК РУз дано правовое значение термина «близкие родственники»  - «лица, состоящие в родстве или свойстве, то есть родители, братья и сестры, супруги, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), внуки, а также родители, братья и сестры супругов».
Однако
·       Данная норма УК РУз противоречит нормам статей 57, 58 и 59 СК РУ, которые определяют понятие «родство» и «свойство».
·       И здесь не определен статус усыновителей, а только усыновленных (удочеренных).
Этого казуса не было бы, если в части 3 статьи 49 УПК РУз было бы записано «допущены законные представители или другие близкие родственники».
Однако, поскольку общего и единого определения понятия «близкие родственники» не дано ни в одном законе РУз, то и такая косметическая правка не приведет к нормальной правоприменительной практике.

В статье 60 УПК РУз, в статье 51 ГПК РУз и в ряде других нормативно – правовых актах, законными представителями определены родители, усыновители, опекуны, попечители.
Всем понятно, что усыновители усыновляют мальчиков. А как быть с девочками и лицами, которые их удочерили ? Видимо законодатель отдал право решать этог вопрос должностными лицам – чиновникам.

Статья 60 УПК РУз определила законным представителем и представителей учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний или недееспособный участник процесса, что логично и правильно. Но при принятии статьи 51 ГПК РУз законодатель видимо исходил из другой логики и не определил представителей учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний или недееспособный участник процесса, как их законных представителей. Видимо законодатель решение и этого вопроса отдал на откуп должностным лицам – чиновникам.

При отсутствии точного определения термина «родители» в правоприменительной практике происходит расночтение.
Например, в пункте 10 Постановления Пленума Верховного суда РУз от 11.09.1998 г. N 23 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» дано разъяснение, что
«Иски о лишении родительских прав не могут быть предъявлены к усыновителям и к лицам, фактически воспитывающим ребенка, но не указанным в качестве родителей в записи о его рождении».
Таким образом Пленум ВС РУз в данном пункте разъяснил, что юрилически факт родительства устанавливается записью о рождении ребенка.
Однако.
Юридическое оформление усыновления, производится не путем внесения записи о рождении, а, в соответствии со ст. 151 СК РУз, решением суда.
Необходимых изменений в книгу записей о рождении усыновляемого, в соответствии со ст. 164 СК РУз,  должны быть внесены органами записи актов гражданского состояния. Невыполнение этим органом своих обязанностей не может лишить усыновителя статуса родителя.
ВС не ответил на вопрос, на него не ответа и СК РУз, а как лишить усыновителя родительских прав, если усыновление произведено судом, но записи не внесены ?

В соответствии со статьи 195, 196, 198 СК РУз приемными родителями являются супруг (супруги) при передачи детей на воспитание (патронат).
Согласно Главы 20 СК РУз усыновители (удочерители) не являются приемными родителями.
Такое отношение законодателя к понятию «приемные родители», мягко говоря, не понятно.
Например,
Если усыновление производится судом (статья 151 СК РУз), то при патронате орган опеки и попечительства просто заключает соглашение (статья 195 СК РУз).
То есть решение об усыновлении (удочерении) является обязательным для всех органов, организаций и граждан, и соответственно, оформляется более сложно.
При усыновлении и удочерении несовершеннолетний сохраняет только одну льготу
·       «имеющие к моменту усыновления право на пенсию или пособие, полагающиеся им по случаю потери кормильца» (статья 166 СК РУз).
При патронате - передаче детей на воспитание в семью органы опеки и попечительства
·       единовременно выдают им одежду и обувь,
·       а лицу, принявшему ребенка на воспитание, выплачивают ежемесячное пособие на его содержание в размере, установленном законодательством (часть 4 статьи 195 СК РУз).
При этом дети сохраняют право на
·       на причитающиеся им алименты, а также пенсию, пособия и другие социальные выплаты;
·       собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением;
·       на получение жилого помещения в соответствии с законодательством.
Таким образом
С одной стороны усыновители (удочерители) не являясь родителями не получают все те права, льготы, помощь и поддержку, которые законами гарантируются родителям, а усыновленные (удочеренные) несовершеннолетние не получают прав, льгот, помощи и поддержки, которые законами гарантируются родным детям.
С другой стороны патронат является более выгодным для несовершеннолетних и «приемных родителей».

И самое главное. Приемные родители (удочерители) и фактически и юридически не могут быть родителями в смысле биологическом, но являются приемными родителями, то есть родителями, а не усыновителями (удочерителями).
А те, кого в Главе 22 СК РУз законодатель называет «приемными родителями» являются только супруг (супруги), которым орган опеки и попечительства передал несовершеннолетнего на воспитание, то есть воспитателями (или патронатные воспитатели). При этом в ряде случаев такую передачу нельзя даже называть передачей в приемную семью.

Вообще то родители это мать и отец.
По степени родства есть
·       биологические родители (мать, отец) - кровное родство по прямой линии в соседних поколениях;
·       приёмная мать, приёмный отец (неродные) -  отношение при усыновлении/удочерении является дополнительным родством (не родственник) при неродственных отношениях.
Дополнительно родство (не родственник) при неродственных отношениях предусматривает в том числе и
·       отчима (мужчина по отношению к ребёнку жены, рождённому в другом браке = муж матери, но не отец),
·       мачеху (женщина по отношению к ребёнку мужа, рождённому в другом браке = жена отца, но не мать),
которые по сути в большинстве случаев фактически становятся родителем несовершеннолетнего без юридического оформления родительства (противное от этого надо доказывать).

Рассмотрим, как законы РУз относятся к приемной семье, как к законным представителям, только на нескольких примерах.

Приемные родители как законные представители.

Статьей 3 Закона РУз от 07.01.2008 г. N ЗРУ-139 О гарантиях прав ребенка» установлено, что «законные представители ребенка - родители, усыновители, опекуны, попечители».

Приемной семьей и приемными родителями, в соответствии с нормами Главы 22 СК РУз «Принятие детей в семью на воспитание (патронат)», в частности статей 194 и 195, являются семьи, которые принимают несовершеннолетних ( в СК РУз – дети) при патронате.

Согласно статьи 195 СК РУз  соглашение о принятии детей на воспитание в семью заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Данная статья относится к Главе 22 СК РУз «Принятие детей в семью на воспитание (патронат)».

Частью 3 статья 198 СК РУз установлена норма в соответствии с которой Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна.

Исходя из этих норм СК РУз можно предположить, что законными представителями несовершеннолетнего должны быть и приемные родители при патронате.

Однако приемные родители, как законные представители, ни в одном законе, в том числе и в СК РУз, не указаны.

Как известно, и в уголовном и в гражданском производстве, должностные лица РУз руководствуются только нормами ГПК и УПК РУз.
И поскольку в соответствующих статьях этих кодексов приемные родители не указаны, то должностные лица могут признать приемных родителей законными представителями, а могут и не признать.
Например, хотя
·       в соответствии с частью 2 статьи 164 СК РУз усыновители должны быть записаны родителями ребенка в книге записей о его рождении, 
·       а разглашение охраняемой законом тайны усыновления или удочерения является уголовным преступлением (статья 125 УК РУз),
·       статья 60 УПК РУз и статья 51 ГПК РУз указывают как законных представителей отдельно и родителей и усыновителей.
Из этого следует, что норма статьи 198 СК РУз определяющая, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна, еще не значит, что приемные родители являются законными представителями.

Представители учреждений и организаций как законные представители.

Статьей 148 СК РУз установлено, что защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.
Однако
·       в СК РУз полностью выпали другие ограниченно дееспособные и недееспособные лица;
·       органам опеки и попечительства не дан статус законных представителей;
·       не установлено, что при передачи несовершеннолетнего на воспитание (усыновление/удочерение, опека и попечтительство, в приемные семьи, в учреждения и организации) на принявших несовершеннолетних возлагается обязанность защиты прав и интересов в случае если они становятся законными представителями.

Есть так же единственная статья СК РУз 175, в которой установлено, что «Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, на отделы здравоохранения - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, на органы по труду и социальной защите населения - в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.»

Таким образом хотя бы имеется установленный законом перечень государственных исполнительных органов, которые курируют деятельность в отношении несовершеннолетний, недееспособный или ограниченно дееспособных граждан.

Но
·       Государственные исполнительные органы не учреждения и организации, у которых фактически и юридически находятся на попечении несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане.
·       А само понятие «функция» это многозначный термин и в нашем случае функция это роль, выполняемая объектом, в определенной сфере деятельности, роль объекта в рамках некоторой системы, обязанность, круг деятельности, подлежащая исполнению работа, служебные функции. Синонимы функции в нашем случае – дело, обязанность, роль, должность, служба.
Таким образом, возложение функций по опеке и попечительству на отделы государственных исполнительных органов не является приравнимание к правам и обязанностям опекунов и попечителей.

Сама норма статьи 175 СК РУз противоречит, точнее не согласуется со специализированными нормативно – правовыми актами, регулирующими деятельность упомянутых в этой статье органов государственной исполнительной власти.

Так, например

В статье 3 Закон РУз от 07.01.2008 г. «О гарантиях прав ребенка» совершенно четко и ясно указано, что
·       законными представителями ребенка (в данном законе под ребенком понимается несовершеннолетний до восемнадцати лет) - родители, усыновители, опекуны, попечители;
·       а опека и попечительство - правовая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав, свобод и законных интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими четырнадцати лет, попечительство - в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Однако, ни сам Закон (статья 5 – полномочия; статьи 11, 13 и 14 и другие – гарантии) не устанавливают нормы и не возлагают на органы государственной исполнительной власти функции опекунов или попечителей. Нормами данного Закона соответствующим государственным исполнительным органам предписывается и обязывают их только «принять меры», «обеспечить».
Никаких прав и обязанностей опекунов и попечителей; никаких функций опекунов и попечителей.

Закон РУз от 29.08.1997 г. «Об образовании» [7] также не возлагает ни на один отдел государственных исполнительных ораганов функций опекунов и попечителей. Только «координация»,  «обеспечение», «внедрение» и «организация».

Согласно Положения о Министерстве народного образования Республики Узбекистан [8] в задачи и функции министерства и его структурных подразделений входит
·       реализация мер по социально-правовой защите детей и подростков (пункт 7);
·       создание условия для содержания, обучения, воспитания и профессиональной подготовки сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных и негосударственных образовательных учреждениях (пункт 8);
·       организация обучение, воспитание и содержание (пункт 8).

Никаких прав и обязанностей опекунов и попечителей; никаких функций  опекунов и попечителей.

«Правила осуществления контроля сохранения жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, органами опеки и попечительства» [9] не устанавливают нормы и не возлагают на органы государственной исполнительной власти, в том числе на органы опеки и попечительства, функции опекунов или попечителей. Нормами данного Закона и Правил органам опеки и попечительства предписывают и обязывают их только «принять меры», «обеспечить».
Никаких право и обязанностей опекунов и попечителей.

Кстати, имеется еще одно разночтение в нормативно – правовых актах РУз :

В статье 175 СК РУз [10] установлено, что «Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования».
Однако органы опеки и попечительства это отдельная структура при территориальных отделах Министерства народного образования Республики Узбекистан и именно на этот отдел, а не на отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования всеми нормативно – правовыми актами возлагается обязанность по «контролю», «обеспечению», «организации» и тому подобное всех вопросов в отношении несовершеннолетних.

Таким образом статус учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний или недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин, их права и обязанности, законодательством РУз не определены. Хотя юридически и по логике такие учреждения должны выполнять и выполняют именно функции или опекуна или попечителя. И именно представители таких учреждений и организаций должны быть, в том числе, законными представителями.

Единственная статья в законах РУз часть 2 статьи 60 УПК РУз, где прямо указано, что в качестве законных представителей в деле могут участвовать родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний или недееспособный участник процесса

В пункте пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РУз от 12.12.2008 г. N 23 "О судебной практике по применению принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами" дано разъяснение, что законными представителями могут быть признаны лица, на попечении которых он находится, в частности, усыновители, опекуны, попечители, а также близкие родственники, представители учреждений и организаций.

К сожалению эта норма закона и разъяснение Пленума Верховного Суда РУз относится к уголовному производству.

Каких либо других норм законов, определяющих представителей учреждений и организации законными представителями, не имеется.

В законах РУз, в том числе и СК РУз, нигде и не установлены нормы, которые приравнивали бы учреждения и организации, у которых фактически и юридически находятся на попечении несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, к правам и обязанностям опекунов и попечителей.
Кроме того, имеются нормы, которые утверждают иное. Так в Законе РУз от 07.01.2008 г. N ЗРУ-139 «О гарантиях прав ребенка» в статье 3 установлено, что «законные представители ребенка - родители, усыновители, опекуны, попечители».
Никаких представителей отделов государственных исполнительных органов, учреждений или организаций.

Далее:

Назад:

Меню




[1] Положение «Об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан», утвержденное Постановлением КМ от 12.04.1999 г. N 171.

[2] Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 12.04.1999 г. N 171.
[3] Закон РУз от 14.12.2000 г. N 160-II «О нормативно – правовых актах». В редакции, утвержденной Законом РУз от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342.

[4] Постановление Президента РУз от 23.08.2011 г. N ПП-1602.
[5] Закон РУз от 07.01.2008 г. N ЗРУ-139 «О гарантиях прав ребенка». Принят Законодательной палатой 23 ноября 2007 года. Одобрен Сенатом 1 декабря 2007 года. В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 24.12.2009 г. N ЗРУ-239.

[6] Закон РУз от 29.08.1997 г. N 464-I «Об образовании».

[7] Закон РУз от 29.08.1997 г. N 464-I «Об образовании».
[8] Приложение N 7 к Постановлению КМ РУз от 05.08.2004 г. N 372 «Положение о Министерстве народного образования Республики Узбекистан». В настоящее Положение внесены последние изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 20.06.2011 г. N 183.
[9] Приложение к Постановлению от 31.12.2010 г. МНО N 46, МТСЗН N 206-КК и МЗ N 29, зарегистрированному МЮ 28.01.2011 г. N 2189. Данные Правила утверждены совместным Постановлением Министерства народного образования РУз N 46, Министерства труда и социальной защиты населения РУз N 206-КК, Министерства здавоозранения РУз N 29 от 31.12.2010 г.
[10] Текст статьи в редакции Закона РУз от 21.12.2011 г. N ЗРУ-311.

Комментариев нет:

Отправить комментарий