Часть 5: Регулирование семейных и родственных отношений, иждивенчества, а также государственная защита интересов ограниченно дееспособных и недееспособных граждан, оставшихся без попечения

Гарантии для лиц, кроме женщин, о которых прямо указано в конкретной статье.

Статья 229 предусматривает установление неполного рабочего времени для женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей для
·       беременной женщины,
·       женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до шестнадцати лет), в том числе находящегося на ее попечении,
·       или лица, осуществляющего уход за больным членом семьи.

Статья 230 предусматривает предоставление дополнительного выходного дня
·       одному из родителей (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида до исполнения ему шестнадцати лет.

Статья 231 устанавливает предоставление ежегодного отпуска, по их желанию, в летнее время или в другое удобное для них время для
·       беременных женщин,
·       женщин, родившим ребенка,
·       одиноким родителям (вдовам, вдовцам, разведенным, одиноким матерям),
·       женам военнослужащих срочной военной службы, воспитывающим одного и более детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до шестнадцати лет).

Статья 234 предусматривает предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет для
женщин,
·       отца ребенка, бабушек, дедушек или других родственников, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Таким образом, в главе XIV § 1 ТК РУз из 16 в 4-х статьях имеются гарантии для лиц, кроме женщин, которые прямо указано в конкретной статье.

Приведенный выше анализ показывает, что

1. Нормы статей  главы XIV § 1 ТК РУз, содержашие дополнительные гарантии для женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей»,
·       устанавливают разные права для женщин и мужчин (в данном случае для матерей и отцов)
·       и, тем самым, грубо нарушают конституционную норму, содержащуюся в статье 46 Конституции РУз, в соответствии с которой женщины и мужчины имеют равные права.

2. Норма статьи 238 ТК РУз
·       содержит отсылку по другим гарантиям, которые не указаны, на неизвестные (неуказанные) иные нормативные акты о труде
·       и, тем самым, грубо нарушают конституционную норму, содержащуюся в статье 18 Конституции РУз, в соответствии с которой льготы могут быть установлены только законом.

3. Замечания по отдельным статьям главы XIV § 1 ТК РУз.

Статья 224
·       запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей;
·       при отказе в приеме на работу беременной женщине или женщине, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, работодатель обязан сообщить им причины отказа в письменной форме.

По сути в этой статье смешали в одной части две разных гарантий :
·       запрет на отказ в приеме на работу
·       и обязанность дачи письменного ответа.

А). Можно предположить, что в этой статье идет речь о
беременной женщине
или женщине, имеющей ребенка в возрасте до трех лет.

Но юридически (согласно букве статьи) это не так :

Норма данной статьи запрещает отказывать в приеме на работу или снижать заработную плату по мотивам беременности или наличии детей.
При этом эта гарантия касается (точно в соответствии с предложением первым статьи 224)
·       беременных женщин
·       и женщие имеющих детей.
Но эта норма противоречит статье 78 ТК РУз в соответствии с которой работодатель обязан заключить трудовой договор с беременными женщинами и женщинами, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Норма какой статьи действует ?

Б). Для обеспечения этих гарантий введена норма обязывающего работодателя давать письменный ответ при отказе в приему на работу
·       беременной женщины
·       и женщиы имеющей ребенка в возрасте до трех лет.

В). Таким образом, данная статья должна иметь как минимум две части,  выполняющие задачу :
·       установление самой гарантия и кому она дается
·       и меры обеспечения этой гарантии.
Эта статья также должна защищать и давать гарантии всем лицам, которые содержат и воспитывают несовершеннолетних и содержат недееспобобных или инвалидов.

Внимательно прочтение этой статьи показывает, что эти задачи она не выполняет :
·       Нет единого перечьня субъектов гарантии (в статье указаны две разные категории - женщина, имеющая детей и женщина, имеющая ребенка до трех лет).
·       Из норм данной статьи не ясно о каких детях идет речь (их возвраст)
·       По непонятным причинам исключены другие лица, которые содержат и воспитывают несовершеннолетних, недееспобоных и инвалидов, исключен даже отец, который в очень большом количестве семей является единственным кормильцем, а мать выполняет тяжелую работу по ведению домашнего хозяйства и воспитанию  детей, ухаживание за инвалидами.
Напоминаем, что статья 238 ТК РУз не распространила данные гарантии на других диц.
Причем нормы ТК РУз отказавают в граантии при приеме на работу (статья 224) не вообще отцу, а как указано в статье 238 отцу «воспитывающему детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнской заботы о детях)».
Если такому отцу законодатель отказал в гарантии, запрещающей отказывать в приеме на работу и снижении заработной платы по мотивам наличия у него детей, тогда ……………
·       В целях обеспечения гарантий, установленных данной статьей, законодатель установил обязательную дачу письменного ответа, но только при отказе в приему на работу, а снижение заработной платы оставил без внимания.
·       Вообще такое обеспечение гарантии как дача письменного ответа на практике является чисто декларативной, то есть данная статья вообще ничем не обеспевивает выполнение гарантий, продекларированных в данной статье. Нет даже финансовой ответственности работодателя при нарушении нормы данной статьи.
·       Мало того, законодатель фактически запретил женщинам обращать в суд при снижении заработной платы установив такое право только при отказе в приеме на работу.

Статьия 225, 226 и 227.

Нормы этих статей относятся только к женщинам и связаны с определенной физиологией и медицинскими показателями, поэтому в данной статье не рассматриваются. Смотри так же статьи 94, 96 ТК РУз.

Статья 228.

В данной статье фактически установлены две гарантии :
·       Запрет на привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в выходные дни и направление в командировку без их согласия
Субъектами такой гарантии являются
беременные женщины
и женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до шестнадцати лет).
·       Требование привлекать к ночным работам только при наличии медицинского заключения, подтверждающего, что такая работа не угрожает здоровью матери и ребенка.
Субъектами этой гарантии являются
беременные женщины
и женщин, имеющих детей до трех лет.

То есть нормы этой статьи
·       с одной стороны защищают беременную женщину, что связаннос физиологией и медицинскими требованиями,
·       с другой стороны женщин, имеющих детей, что связанно с социальными гарантиями.
Совершенно очевидно, что социальная гарантия также должна защищать и давать гарантии всем лицам, которые содержат и воспитывают несовершеннолетних или содержат недесспобоных или инвалидов.
Статья 238 и распространяет эту гарантию на других лиц.
Недостаток статьи 228 является только в неполноим определении лиц, которые на самом деле нуждаются в такой гарантии государства. Имеется ввиду лица, воспитывающие не только детей, но и лица, заботящиеся и содержащие недееспобоных и инвалидов.

Статья 228-1 [1].  

Данная статья устанавливает гарантию женщинам, имеющих детей в возрасте до трех лет и работающих в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, на сокращенную продолжительность рабочего времени и сохранение, при этом, заработной платы. Смотри так же статью 116 ТК РУз.

Хорошая и правильная гарантия, но почему только для работающих в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета ?
Однако,
Почему только женщины, а не все лица, воспитывающие детей в возрасте до трех лет, ну или хотябы которые указаны в статье 238 ?

Из какого бюджета ?
Бюджет это действитель форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства.
Но бюджет
·       подразделяется по видам на общегосударственный, субъектов РУз и местных органов власти;
·       это так же схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации и т. д.).

Статья 229.

Статья 229 установливает обязанность работодателя устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю для
·       беременной женщины,
·       женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до шестнадцати лет),
·       лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.
Казалось все понятно.
Но законодатель и здесь проявил мудрость и в статье 238 указал, что  установление льготных режимов труда распространяются на
·       отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнской заботы о детях),
·       а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних;
·       бабушек,  дедушек или других родственников, фактически воспитывающим детей, лишенных родительского попечения.
Если читать обе статьи вместе, как неразрыно связанные между собой, то что получается ?
Было бы все понятно, есди бы
в статье 229 были указаны лица на которые распространяется данная гарантия
·       беременные женщины,
·       женщины, имеющие ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до шестнадцати лет),
·       женщины, осуществляющие уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением,
а в статье 238 эту гарантию распространили бы на других лиц.
И при этом ТК РУз всетаки прямо указало, что такое «режим труда».

Статья 230.

Данная статья является единственной, где в соотвествии со статьей 46 Конституции РУз установлены равные права женщин и мужчин.

Но и эта статья требует корректировки.

Из статьи 238 ТК РУз видно, что законодатель при принятии ТК РУз знал, что детей воспитывают не только родители, опекуны и попечтители, а как указано в статье 238 еще и бабушки,  дедушки или другие  родственники, фактически воспитывающим детей, лишенных родительского попечения.
При это статья 238 не распространяет гарантии, данные статьей 230, на данных лиц.
А почему ?
Тем более это совершенно точно социальная гарантия, обеспечиваемая государством за счет средств государственного социального страхования.
Возможно законодатель решил так съэкономить ?

Статья 231.

Данная статья предоставляет две льготы :
Беременным женщинам и женщинам, родившим ребенка, ежегодные отпуска предоставляются, по их желанию, соответственно перед отпуском по беременности и родам или после него либо после отпуска по уходу за ребенком.
Одиноким родителям (вдовам, вдовцам, разведенным, одиноким матерям) и женам военнослужащих срочной военной службы, воспитывающим одного и более детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до шестнадцати лет), ежегодные отпуска, по их желанию, предоставляются в летнее время или в другое удобное для них время.
Обе льготы хорошиие.

Неясно только почему ежегодный отпуск не предоставляется в летнее время всем лицам, воспитывающим одного и более детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до шестнадцати лет). Ведь именно в это время во всех семьях возникает одна и та же проблема, каникулы, и в связи с этим стоит вопрос – куда девать ребенка, кто будет за ним смотреть.
На это могут ответить – одиноким родителям предоставляется, а если есть второй родитель, то он и будет смотреть с ребенком.
А если второй родитель тоже работает и ребенка нескем оставить дома ?

Второй вопрос – почему только одиноким родителям, а не одиноким лицам, воспитывающим одного и более детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до шестнадцати лет) ? Ведт статья 238 ТК РУз не распроостраняет эту льготу на других лиц - опекунов (попечителей) несовершеннолетних, бабушек, дедушек или другим родственникам,
фактически воспитывающим детей, лишенных родительского попечения.

Статья 232.

Данная статья предроставляет две льготы для женщин, имеющих двух и более детей в возрасте до двенадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до шестнадцати лет :
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех рабочих дней;
ежегодный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью не менее четырнадцати календарных дней.

Обе льготы хорошиие. Только неясно как считали дни.

Положительным моментом является то, что статья 238 ТК РУз данные льготы распространяет и на других лиц.

Отрицательным моментом является то, что льгота статьи 232 не соответствует норме статьи 150 ТК РУз, которой предусмотрено, что такой отпуск предоставляется женщинам, воспитывающим двух и более детей в возрасте до двенадцати лет, то есть не предусмотрен ребенк-инвалид в возрасте до шестнадцати лет.

Статья 233.

Данная статья предусматривает нарантии по предоставлению отпуска по беременности и родам
Нормы этой статьи относятся только к женщинам и связаны с определенной физиологией и медицинскими показателями, поэтому в данной статье не рассматриваются.

Статья 234.

Данная статья предусматривает две льготы и гарантии в связи с этими льготами.
Льготы :
·       отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет с выплатой за этот период пособия в порядке, устанавливаемом законодательством;
·       дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
Смотри так же статью 150 ТК РУз.
Эта же статья распространяет эти льготы и на других лиц - отцом ребенка, бабушкой, дедом или другим родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком
В связи с этим только один вопрос – почему эта льгота не распространетяс на опекунов и попечителей, которые так же фактически осуществляют уход за ребенком.

Гарантии :
·       Перечисленные в данной статье лица могут работать на условиях неполного рабочего времени или по соглашению с работодателем на дому. При этом за ними сохраняется право на получение пособия.
·       В период отпусков по уходу за ребенком за женщиной сохраняется место работы (должность). Эти отпуска засчитываются в трудовой стаж, но не более трех лет в общей сложности, в том числе и в стаж работы по специальности
Вторая гарантия, которая предоставляется только женщине, вызывает только удивление.
Зачем другим лицам нужны «льготные» отпуска по уходу за ребенком, если работодатель, предоставив им такую льготу (так называемый отпуск) просто увольняет их ?

Статья 235.

Данная статья устанавливает льготу
для лиц, усыновивших новорожденных детей непосредственно из родильного дома или установившим опеку над ними,
по предоставлению им отпуска на срок
·       со дня усыновдения (установления опеки) - пятидесять шесть календарных дней,
·       со дня рождения при усыновлении (установлении опеки) двух и более новорожденных детей – семидесяти календарных дней.

Хотя статья стилистически изложена коряво, но понять можно.

Сложно понять почему эта льгота предоставляется только при усыновлении новорожденных детей или установлении опеки над ними именно из родильного дома.
Согласно Медицинского словаря терминов новорождённый - ребёнок с момента рождения и до 28-го дня своей жизни.
Период новорождённости характеризуется рядом морфологических и функциональных изменений, возникающих в организме ребёнка в связи с переходом от внутри- к внеутробной жизни. Только к концу месяца после рождения ребенок начинает адаптироваться и набирать вес.
То есть в данной статье, в отличии от статьи 233, где государство проявляет заботу о здоровье и роженнице и новорожденного, речь идет только о здоровье новорожденного.

Если просто почитать «Положение об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних детей и принятии детей в семью на воспитание (патронат), Прилдожение N 3 к Постановлению КМ РУз от 12.04.1999 г. N 171, то становится совершенно очевидным, что усыновить  или удочерить новорожденного с условием нахождения его в родлильном доме практически невозможно или этот новорожденный должен просто жить в родильном доме.

Для усновления/удочерения необходимо огромное кодичество справок заключений и других документов, в том числе, заключение на усыновителя, различные медицинские справки и заключения, согласие родителей усыновляемого, заверенное нотариально или соответствующими органами,  обследование семейных и других условий усыновителей, рекомендация хокиму и так далее и тому подобное Занимает этим вопрос отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, орган опеки и попечительства, медицинское учреждение, а потом еще нужно решение хокима.
А в соответствии со статьей 151 СК РУз [2] требуется еще и решение суда.

В соответствии со статьей 160 СК РУз уыновление без согласия родителей производится в случаях, если родители:
неизвестны;
лишены родительских прав;
признаны недееспособными, безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
более одного года не навещали ребенка в детских или медицинских учреждениях без уважительных причин.
После всех этих «действий», согласно статьи 164 СК РУз, требуется внести необходимые изменения в книгу записей о рождении усыновляемого органами записи актов гражданского состояния в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.
И только после всей этой «процедуры» согласно статье 166 СК РУз наступает время возникновения усыновления - день внесения необходимых изменений в книгу записей о рождении усыновленного.
Однако по достижению новорожденным возраста примерно от 2-ух недель до 2-х месяца (при нормальном состоянии его здоровья) ребенок должен быть передан в дом малютки (детский дом).

Таким образом льгота статьи 235, мягко говоря, установлена только на бумаге.

По мнению автора данная статья должна быть о предоставлении льгот
для лиц, усыновивших новорожденных детей, не достигшииз возраста одного месяца, или установившим опеку над ними,
по предоставлению им отпуска на срок
·       со дня рождения ребенка - пятидесять шесть календарных дней,
·       со дня рождения при усыновлении (установлении опеки) двух и более новорожденных детей – семидесять календарных дней.

Статья 236.

Данная статья предоставляет льготу женщинам, имеющим детей в возрасте до двух лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка.

Если считать, что ТК РУз под «режимом труда» имеет ввиду режим труда и отдыха, то статья 238 ТК РУз распространяет эту льготу и на других лиц..

Статья 237.

Данная статья содержи три гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет :
·       Запрет на прекращение трудового договора по инициативе работодателя, кроме случаев полной ликвидации предприятия.
·       Обязанность трудоустройства указанных женщин местными органами по труду с обеспечением в период трудоустройства соответствующих социальных выплат, установленных законодательством.
·       Обязанность трудоустройства женщин со стороны работодателя в случаях прекращения трудового договора в связи с истечением его срока и сохрания заработной платы, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора.

Напоминаем, что статья 238 ТК РУз не распространила данные гарантии на других диц.
Причем нормы ТК РУз отказавают в граантии при увольнении с работы (статья 237) не вообще отцу, а как указано в статье 238 отцу «воспитывающему детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнской заботы о детях)».
Если такому отцу законодатель отказал в гарантии, запрещающей его увольнять с работы по мотивам наличия у него детей, тогда ……………

Статья 238.

Данная статья содержи норму о том, что гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством
·       ограничение ночного труда и сверхурочных работ, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки (статья 228),
·       предоставление дополнительных отпусков  (статья 232),
·       установление льготных режимов труда
·       и другие гарантии и льготы, установленные законодательными и иными нормативными актами о труде,
распространяются на
·       отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнской заботы о детях),
·       на опекунов (попечителей) несовершеннолетних,
·       бабушек,  дедушек или других родственников, фактически воспитывающим детей, лишенных родительского попечения.

Как указано выше, нормы данной статьи
·       устанавливают разные права для женщин и мужчин (в данном случае для матерей и отцов)
·       и, тем самым, грубо нарушают конституционную норму, содержащуюся в статье 46 Конституции РУз, в соответствии с которой женщины и мужчины имеют равные права.

В этом вопросе помимо контитцуционной нормы данная статья нарушает нормы статей 2 и 3 СК РУз, которой установлено равенство личных и имущественных прав супругов,  равные права в семейных отношениях всех граждан.

Кроме того статья 3 СК РУз прямо запрещает какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых либо косвенных преимуществ.

Правда при этом, в противоречие норм статей 2 и 3, в статье 4 СК РУз продекларировано, что только «Охрана интересов матери и ребенка обеспечивается специальными мерами по охране труда и здоровья женщины, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства».
Равные права всенх граждан, в том числе и супруга сдесь уже забыты.

Неясно, что в статье 238 ТК РУз под подразумечается «длительного пребывания в лечебном учреждении».
На сколько оно должны быть длительным, чтобы отец, в одиночку воспитывающий детей, получил льготы и гарантии ?

Некоторые льготы для женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей, предусмотренные НК РУз .

Налоговый кодекс РУз является самым продвинутым кодексом в РУз,  фактически единственным кодексом, который действительно является сводом законов. С введением в действие НК РУз было отменено огромное количество законов и подзаконных актов, которые, как и принято, противоречили друг другу, вносили путаницу.

Практически нормы НК РУз не содержат отсылок на законодательство по вопросам налоговых отношений, связанных с установлением, введением, исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей.
Разработчикам НК РУз удалось почти избежать отсылки на законодательство по вопросам, которые относятся к компетенции данного кодекса.
Имеются отсылки на законодательств, но по вопросам, которые не относятся к компетенции данного кодекса (например, порядок создания или ликвидации юридических лиц), ставок налогов и других платежей, которые в РУз не имею долгосрочный характер и устанавливаются Кабинетом Министров РУз, или по техническим вопросам (например, порядок бухгалтерского учета и отчетности).

Каким-то образом разработчикам данного кодекса почти удалось избежать «убийственную» для любого проекта закона в условиях РУз  процедуру «согласования», которая превращает проект хорошо разработанного закона в «набор интересов отдельных чиновников и ведомств» остается загадкой для автора данной статьи. Пришлось наблюдать как проект нового Таможенного кодекса, который разрабатывался около трех лет, был за несколько месяцев «согласования» превращен не в новый кодекс, а в набор устаревших или неправильных понятий и положений. Наблюдать это было очень печально.

Почему почти. Потому, что всетаки имеются явные вставки (исправления) некоторых статей.

Например, автор данной статьи не может найти другой причины почему в части 2 статьи 171 не рассматриваются в качестве дохода физических лиц расходы, производимые юридическими лицами, в том числе выплаты по возмещению вреда, выплаты в связи со смертью кормильца (абзацы 9 и 10) и, при этом, установлены их размеры, что явно входит в дисонанс с другими абзацами данной статьи. При этом надо учитывать, что имеется специальная статья 179, которая освобождает от уплаты налога на доход физические лица с установлением максимального размера таких доходов.

Трудовой кодекс теоретически должен был регулировать взимоотношения между работодателем и работником, а также государством, в том числе защищать интересы определенной категории лиц.

Однако НК РУз в этом вопросе превзошло ТК РУз.

Например, статья 190 ТК РУз предусматривает сумму возмещения вреда потерпевшим - инвалидам по трудовому увечью не ниже пятидесяти процентов минимального размера заработной платы.
А статья 171 (смотри также статьи 172 и 174) НК РУз не рассматривает в качестве дохода физических лиц расходы, производимые юридическими лицами, в том числе:
минимальный размер ежемесячной выплаты по возмещению вреда, связанного с трудовым увечьем или иным повреждением здоровья определила
не ниже пятикратного минимального размера заработной платы.

Кроме того,
·       Статья 171 НК не рассматривается в качестве дохода физических лиц следующие расходы, производимые юридическими лицами в размере
двукратной минимальной заработной платы в месяц на дополнительные расходы потерпевшим, нуждающимся в специальном медицинском уходе;
пятидесяти процентов минимальной заработной платы ежемесячно в виде дополнительных расходов на бытовой уход за потерпевшим.
·       Статья 171 (смотри также статью 178) НК РУз в совокупный доход физических лиц включает материальную помощь, оказываемую:
членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи;
работнику в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.
И статьей 179 устанавливает, что не подлежат налогообложению доходы физических лиц в виде суммы материальной помощи:
членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы;
в других случаях - до двенадцатикратного размера минимальной заработной платы за налоговый период.
·       Статья 179 НК РУз устанавливает, что не подлежат налогообложению доходы физических лиц в виде суммы уплаченные работодателем за амбулаторное и (или) стационарное медицинское обслуживание своих работников и их детей, а также расходы юридического лица на лечение и медицинское обслуживание, приобретение технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

ТК РУз вообще не имеет норм, которые обязываеют работодателей производить такие выплаты, не предусмотрена даже теоретическая возможность таких выплат.

Кстати, нормы законодательства, касающиеся выплат материальной помощи членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи, автор данной статьи не нашел не только в ТК РУз, но и в других нормативно – правовых актах.
Был найден едиственный такой нормативно - правовой акт – Приложение к Постановлению КМ РУз от 21.05.2012 г. N 138 «Положение о расходовании средств, выделяемых на специальные мероприятия в Управлении делами Аппарата Президента Республики Узбекистан», пункт 2 которого предусматривает 
·       Оказание материальной помощи в размере двухмесячных окладов работникам Аппарата Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан в связи со смертью близких родственников (муж, жена, дети, родители), а в случае смерти самого работника - его семье.
·       А также не ограничивает эту материальную помощь и указывает, что в отдельных случаях размер материальной помощи может быть увеличен. Материальная помощь также может быть оказана семьям в случае смерти бывших работников, вышедших на пенсию, работая в Аппарате Президента Республики Узбекистан или в Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Вместе с тем в НК РУз не удалось избежать неправильного стереотипа, сложившегося в нормативно – правовых актах РУз, утверждающих нарушение конституционной нормы о равноправии мужчин и женщин, супругов.

Например, статья 180 НК РУз освобождаются от налогообложения частично (по доходам в размере четырехкратной минимальной заработной платы за каждый месяц, в котором получены эти доходы) следующие физические лица:
·       5) инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп.
·       6) женщины, имеющие десять и более детей.
·       10) одинокие матери, имеющие двух и более детей до шестнадцати лет.
·       11) вдовы и вдовцы, имеющие двух и более детей до шестнадцати лет и не получающие пенсию по случаю потери кормильца.
·       12) один из родителей, воспитывающий проживающего с ним инвалида с детства в связи с требованиями по постоянному уходу.

Неясно так же почему в статье 180 НК РУз говорится о
женщинах, имеющих десять и более детей,
одиноких матерях, имеющих двух и более детей до шестнадцати лет,
вдовах и вдовцах, имеющих двух и более детей до шестнадцати лет,
если в статье 290 НК РУз говорится о многодетных семьях, потерявших кормильца, в целях налогообложения являются семьи, в которых умерли один из родителей или оба родителя и в которых имеется пять и более детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста.
Интересно как разработчики устанавливали количество детей – методом тыка?
В любом случае такой разнобой в НК РУз еще раз подтверждает, что в РУз ни в одном законе не определено понятие многодетной семьи и в каждом случае такие семьи определяются не общим понятием.

На взгляд автора данной статьи

Во-первых – необходимо полностью освободить от налогообложения всех вышеуказанных лиц, так как это сделано в части 1 статьи 180 НК РУз, которая полностью освобождается от налогообложения следующие физические лица :
·       6) военнослужащие министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Службы национальной безопасности Республики Узбекистан.
·       7) работники органов прокуратуры.
Не думаю, что работать в прокуратуре труднее чем воспитать десять и более детей или воспитать в одиночку двух и более детей без пенсии и даже с пенсией.
Кроме того, не секрет, что военнослужащие и работники прокуратуры получают неплохую заработную плату (в совокупности). Но непонятно, как авторы данной статьи НК РУз предоплагают и видят женщину, имеющую десять и более детей, и еще работающую где нибуть.

Во-вторых – необходимо полностью освободить от налогообложения
·       Не только женщин, имеющих десять и более детей, но вообще супругов. Такое количество детей в семье уже само по себе является героизмом, а ведь их еще надо кормитьь, одевать.
·       Не только одиноких матери, имеющие двух и более детей до шестнадцати лет, но и одинких отцов. Вообще непонятно, почему дается льгота одинокой матери, а про одинокого отца забыли, ему что - легче ?
·       Не только вдов и вдовцов, имеющие двух и более детей до шестнадцати лет и не получающие пенсию по случаю потери кормильца, но эти же лица даже если они получают такую пенсию.

Автору статьи трудно подсчитать сколько потеряет бюджет государства от таких льгот, так как статистика в стране не является открытой и доступной. Но думается, если сократить состав МВД хотя бы на один процент полученная экономия перекроет неполученный доход от таких льгот.

Далее:

Назад:

Меню




[1] Статья введена в соответствии с Законом РУз от 14.04.1999 г. N 760-I.

[2] Текст статьи в редакции Закона РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352

Комментариев нет:

Отправить комментарий