Часть 4: Регулирование семейных и родственных отношений, иждивенчества, а также государственная защита интересов ограниченно дееспособных и недееспособных граждан, оставшихся без попечения




Глава 6. Понятие «иждивенцы» и использование данного термина в законодательстве РУз.


Применение терминов «нетрудоспособные иждивенцы» и «иждивенцы в законодательстве РУз.

Термин «нетрудоспособные иждивенцы» без раскрытия понятия применяется, например, в
·       статье 32 ЖК РУз [1],
·       статьях 1139, 1141, 1142 ГК РУз [2],
·       в пункт 53статьи 6.УПК РУз [3]
·       в пункте 57 «Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем,  профессиональным  заболеванием  либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» [4].

Термин «иждивенцы» имеет более широкое применение в законодательстве РУз чем термин «нетрудоспособные иждивенцы» и применяется в законодательстве РУз, в том числе в жилищном праве, наследственном праве, социальном обеспечении (пенсии и пособия), трудовом праве, уголовном праве.
Например,
·       в статьях 26 и 28 Закона «О занятости населения» в новой редакции [5],
·       в статьях  64, 65 и других статьях ТК РУз.
·       и раде других нормативно – правовых актах.
Действующий КоАО [6] не применяет термин «иждивенец», но применяет термин «семья». Кроме того, действующий КоАО не регулирует ряд норм, необходимых и в административном праве, например
·       смягчающие обстоятельства – семейные;
·       отношение к участию в производстве административного дела родственников стороны или других лиц, участвующих в деле;
·       участие членов семьи в процессуальных действиях,
·       права членов семьи;
·       ответственность родственников;
·       незаконное воздействие на членов семьи;

Раскрытие понятия термина «нетрудоспособный иждивенец» и  «иждивенец» в законодательстве РУз.

В законодательстве РУз нет полного и единого раскрытия понятия «иждивенцев» и «нетрудоспособных иждивенцов», отнесение граждан к этой категории.

Приведенные ниже примеры показывают, что в законодательстве РУз
·       отсутствует понятия термина или, хотя бы его полное раскрытие;
·       применяется термина, но не дается его раскрытие или дается неполное его раскрытие;
·       различно раскрывается термина.

Так,

А). В своих коментариях к статьям 1139 и 1141ГК РУз Пленум Верховного суда РУз [7], дается неполное и косвенное понятие «нетрудоспособных иждивенцев», к которым Верховный суд относит нетрудоспособных лиц, которые находились на иждивении наследодателя сроком менее одного года и проживали совместно с ним сроком менее одного года либо совместно с ним не проживали.

Б). Имеется неполное и косвенное раскрытие понятия «иждивенец» в статье  192 ТК РУз [8].
В части 1 статьи 192 ТК РУз дан перечень лиц, имеющих право на получение возмещения за вред в связи со смертью кормильца
·       нетрудоспособные лица,
·       а также лица, не достигшим шестнадцати лет, состоявшие на иждивении умершего или имевшим ко дню его смерти право на получение от него содержания,
·       ребенок умершего, родившемуся после его смерти,
·       а также один из родителей, супруг или другой член семьи, если он не работает и занят уходом за детьми - братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими трех лет.
Далее в части 2 указано, что
«Иждивенчество предполагается и не требует доказательств.
Нетрудоспособными считаются:
лица старше шестнадцати лет, если они стали инвалидами до достижения этого возраста;
мужчины, достигшие шестидесяти лет, и женщины - пятидесяти пяти лет;
лица, признанные в установленном порядке инвалидами».

Таким образом, можно предположить, что ТК РУз к иждивенцам относит
·       лиц, не достигших шестнадцати лет, состоявшие на иждивении умершего или имевшим ко дню его смерти право на получение от него содержания,
·       ребенок умершего, родившемуся после его смерти,
·       а также один из родителей, супруг или другой член семьи, если он не работает и занят уходом за детьми - братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими трех лет.

В). В  Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию» [9] в пункте 86 дается перечень лиц, носящихся к «иждивенцам», но только как членов семьи.
«Пособие на погребение выдается в случае смерти работника либо в случае смерти следующих членов семьи, находившихся на иждивении работника:
а) супруга (супруги);
б) не достигших 18 лет или нетрудоспособных (независимо от возраста) детей, братьев и сестер;
в) родителей;
г) дедушек, бабушек.
Не считаются его иждивенцами члены семьи, имеюшие самостоятельные источники средств к существованию (получающие заработную плату, пенсию, стипендию), а также являющиеся трудоспособными члены ширкатного хозяйства и другое».

Г). В Законе от 03.09.1993 г. N 938-XII «О государственном песионном обеспечении граждан» в статьях 19 и 20 дается перечень лиц, относящихся к «иждивенцам», но только как членов семьи.

Статья 19 :
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 16 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 16 лет. При этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
б) отец, мать, отчим, мачеха, жена, муж, если они достигли пенсионного возраста, предусмотренного статьей 7, либо являются инвалидами;
в) один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца до достижения ими возраста, дающего право работающим находиться в отпуске без сохранения содержания по уходу за ребенком, и не работает;
г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Учащиеся имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до достижения им 18-летнего возраста.
Несовершеннолетние, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении.
Пасынок и падчерица, если они не получали алиментов от родителей, имеют право на пенсию наравне с родными детьми.
Отчим и мачеха имеют право на пенсию наравне с отцом и матерью при условии, если воспитывали или содержали умершего пасынка (падчерицу) не менее 5 лет до достижения им 18-летнего возраста.
Все положения настоящего Закона, касающиеся семей умерших, соответственно распространяются и на семьи безвестно отсутствующих, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Статья 20 :
Члены семьи, указанные в статье 19 настоящего Закона, считаются состоявшими на иждивении умершего, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Члены семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на пенсию по случаю потери кормильца.

Д). В статье 218 УПК РУз дано неполный перечень ли, «иждивенцов»
«При наличии у лица, задержанного, заключенного под стражу или помещенного в медицинское учреждение для производства экспертизы несовершеннолетних детей, престарелых родителей, других иждивенцев, остающихся без присмотра и помощи, дознаватель, следователь, прокурор или суд обязаны передать их на попечение родственникам либо другим лицам или учреждениям, а при наличии у лица, подвергнутого принуждению, имущества или жилища, остающихся без присмотра, - принять меры к их охране».

Аналогичный перечень «иждивенцев дан в статье 476 УПК РУз
«При наличии у осужденного к лишению свободы несовершеннолетних детей, престарелых родителей, других иждивенцев, остающихся без присмотра и помощи, суд одновременно с постановлением обвинительного приговора выносит определение о передаче их на попечение или под опеку родственникам либо другим лицам и учреждениям, а при наличии у осужденного имущества или жилища, остающихся без присмотра, - определение о принятии мер к их охране».

Е). В Законе от 13.01.1992 г. N 510-XII «О занятости населения» в новой редакции, увтержденной Законом РУз от 01.05.1998 г. N 616-I
не дается раскрытие понятия «иждивенец», но указывает, что к иждивенцам относятся дети в возрасте до шестнадцати лет или несовершеннолетние дети (статьи 26, 28).

Ж). В Постановлении Пленума Верховного суда РУз от 22.12.2000 г. N 33
Пунктах 4 и 5 дано разъяснение о наличии трех групп иждивенцев :
(1 группа) нетрудоспособные лица, которые не менее одного года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним
(2 группа) нетрудоспособные лица, указанные в ст. ст.1136-1138 ГК, которые в течение одного года до смерти наследодателя находились на его иждивении
(родные полнородные, неполнородные братья и сестры наследодателя, а также его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери;
родные дяди и тети;
родственники наследодателя до шестой степени родства включительно).
(3 группа) нетрудоспособные лица, которые не состоят с наследодателем в родственных отношениях и не наследуют на основании ст.1141 ГК (прерыдущие две группы).
Под нетрудоспособными или недееспособными к труду подразумеваются
женщины, достигшие 55 лет,
мужчины, достигшие 60 лет,
инвалиды первой, второй, третьей групп,
подростки, не достигшие 16 лет,
учащиеся, не достигшие 18 лет.
Однако данное определения термина «иждивенцев» нельзя принимать, так как настоящее Постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Пленума ВС РУз от 20.07.2011 г. N 5

Различный подход к понятию термина «иждивенец».

Например законодательство РУз :

1. К «иждивенцам» относит только членов семьи
·       Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию».
·       Закон от 03.09.1993 г. N 938-XII «О государственном песионном обеспечении граждан».

Не указывает, что к «иждивенцам» относятся только члены семьи
·       Закон от 13.01.1992 г. N 510-XII «О занятости населения» в новой редакции,
·       ЖК РУз,
·       ГК РУз
·       и ТК РУз.

Вместе с тем, как ранее указано, в законодательстве вообще нет единого раскрытия понятия «член семьи»

2.  К иждивенцам относит лиц до 18 лет
·       Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию,

К иждивенцам относит лиц до 16 лет
·       Закон от 13.01.1992 г. N 510-XII «О занятости населения» в новой редакции,
·       Закон от 03.09.1993 г. N 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан"
При этом, Закон от 13.01.1992 г. N 510-XII «О занятости населения» в новой редакции, относит к «иждивенцам» и несовершеннолетних.
Однако УК РУз к несовершеннолетним относит лица до 18 лет.

3. Не считаются иждивенцами члены семьи, имеюшие самостоятельные источники средств к существованию (получающие заработную плату, пенсию, стипендию), а также являющиеся трудоспособными члены ширкатного хозяйства и др.
·       Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию,

Считаются иждивенцами члены семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на пенсию по случаю потери кормильца.
·       Закон от 03.09.1993 г. N 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан"

4. Некоторые нормативные акты при определении понятия «иждивенец» устанавливают критерий
«если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию».
·       Закон от 03.09.1993 г. N 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан".

Другие нормативные акты не считают иждивенцем «членов семьи, имеюшие самостоятельные источники средств к существованию (получающие заработную плату, пенсию, стипендию), а также являющиеся трудоспособными члены ширкатного хозяйства и др».
·       Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию,

Постановление Пленума Верховного суда РУз от 20.07.2011 г.  N 5 «О применении судами законодательства о праве наследования» допонило этот критерий временными ограничениями, которые не предусмотрены законами РУз
Для признания наследниками по закону нетрудоспособных лиц, указанных в части первой статьи 1141 ГК – «Нетрудоспособные иждивенцы наследодателя», требуется наличие двух обстоятельств одновременно –
·       нахождение этих лиц на иждивении наследодателя сроком не менее одного года
·       и совместное проживание с наследодателем сроком не менее одного года вплоть до его смерти.

5. В некоторые нормативные акты законодатель ввел понятия, которые не поддаются расшифровке. 
Так, например, статьи 218, 476 УПК РУз содержит термин «престарелые родители».
Престарелый это то же, что очень старый, доживший до глубокой старости.
Интересно, как законодатель предлагает исполнителям определять возвраст таких родителей.
На основании чего, какого критерия, дознаватель, следователь, прокурор или суд будут решать вопрос о передаче их на попечение или под опеку родственникам либо другим лицам и учреждениям или это просто декларация ?
А может надо было просто написать – «лиц, находящихся на иждивении подозреваемого, обвиняемомого и нуждающихся в опеке».

Имеется термин, который может трактоваться по разному.
Абзац 56 статьи 145, аьзац 10 статьи 171, абзац 11 статьи 180, абзац 6 статьи 290, абзац 4 статьи 329 НК РУз, статьи 192, 193 ТК РУз содержат термин «кормилец».
Однако ни УПК, ни НК, ни ТК РУз не дают понятие «кормилец».
Хотя это просто, поскольку в этих статьях идет речь о человеке, у которого имеются иждивенцы.

Но слово «кормилец может означать
человек, который содержит на иждивении кого-нибуть,
человека, который кормит, дает пропитание кому-нибуть,
женщину, которая вскармливает ребенка грудью вместо матери.
человек, который добывает,
«Кормилец» это так же ласковое обращение к мужчине.

6. Наиболее полное раскрытие понятия термина дано в Законе от 03.09.1993 г. N 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан", которое регулирует только отношения в области пенсионного права. Отношения в других областях права не дают раскрытие понятий «иждивенец» или «Нетрудоспособные члены семьи».

В области наследственного права Постановлением Пленума Верховного суда РУз от 22.12.2000 г. N 33 было дано понятие «иждивенец» и «нетрудоспособные лица». Однако данное Постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Пленума ВС РУз от 20.07.2011 г. N 5, в котором данные понятия уже не раскрываются.

Содержание и обеспечение иждивенца.

Поскольку иждивенчество предполагает и связано с содержанием и обеспечением иждивенца, в то числе в денежном выражении, в данной статье автор рассмотрит, что законодатель РУз подразумевает под содержанием и обеспечением иждивенца.

Конституция РУз [10] предусматривает только обязанность
·       родителей содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия (статья 64).
·       совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих родителях (статья 66),

Законодатель решил «развить и расширить» данные нормы Конституции РУз.
Так, в соответствии со статьями СК РУз [11] :
100 - родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся в помощи детей.
122 - на родственников - дедушку, бабушку, внука, брата, сестру, а также на отчима и мачеху, пасынка и падчерицу, на лиц, находившихся на постоянном воспитании, может быть возложена обязанность по содержанию несовершеннолетних, а также нетрудоспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в помощи
123 - на дедушку и бабушку, обладающих достаточными средствами, может быть возложена обязанность содержать своих несовершеннолетних внуков.
124 - на трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих достаточными средствами, может быть возложена обязанность содержать своих нуждающихся в помощи нетрудоспособных дедушку и бабушку.
125 - на трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих достаточными средствами, может быть возложена обязанность содержать своих несовершеннолетних братьев и сестер
126 - на лиц, находившихся на постоянном воспитании и содержании, может быть возложена обязанность содержать лиц, фактически их воспитавших, если последние являются нетрудоспособными, нуждаются в помощи и
127 - на отчима и мачеху может быть возложена обязанность содержать находившихся у них на воспитании или содержании несовершеннолетних пасынков и падчериц.
128 - на пасынков и падчериц может быть возложена обязанность содержать нуждающихся в помощи нетрудоспособных отчима и мачеху.

А). СК РУз и другие нормативно – правовые акты применяются термины «содержание», «алименты», «дополнительные расходы на содержание» (статьи 103,111 СК РУз), «материальную помощь».

При этом нормы статей СК РУз
·       под «содержанием» понимаются «алименты»;
·       синонимом «содержания» является «материальная помощь» и под этими терминами подразумеваются «алименты».

О том, что законодатель ставит знак равенства между «содержанием», «материальной помощью» и «алиментами» прямо указаны в статьях 117, 129 СК РУз, которыми предусмотрено, что материальную помощь получают в виде содержания (синоним алиментов), а алименты взыскиваются на содержание.
Кроме того,
По смыслу статей 96, 98 и 99 СК РУз родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, то есть выплачивать алименты.
По смыслу статей 100 и 101 СК РУз родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся в помощи детей. То есть выплачивать алименты.
По смыслу статьи 109 и 110 СК РУз трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них, то есть выплачивать алименты.
По смыслу статей 117 и 118 СК РУз супруги обязаны оказывать материальную помощь друг другу при указанных в статьей ситуациях и при невыполнении такой обязанности один из супругов имеет право требовать предроставление алииментов.
По смыслу статей 122, 123, 124, 125, 126, 127 и 128 СК РУз и 129 СК РУз лица, перечисленные в данных статьях, должны  содержать перечисленных в данных статьях лиц, то есть выплачивать лименты.

Таким образом, нормы СК РУз используя различные термины - «содержание», «дополнительные расходы на содержание», «материальную помощь» каждый раз имеют ввиду под этими терминами «алименты».

Данный вывод автора статьи подтверждается
·       Нормами ГПК РУз [12], которые регулируют только рассмотрение исков о взыскании алиментов, но не регулирует иски о взыскании других форм содержания, в том числе в материальном выражении, оказании услуг.  Например. Статьи 105, 238-2,  238-8, 241, 261 ГПК РУз.
·       Статьей 114 СК РУз, которая предусматрвиает, что решение суда или судебный приказ только о взыскании алиментов исполняется в порядке, установленном законодательством. О порядке исполнения решения суда о взыскании других форм сождержания ни слова не сказано.
Этот вывод также подтверждается нормами статей 79, 116 СК РУз, которые предусматривают санкции только за уклонение от исполнения решения суда о взыскании алиментов (в статье 79 одно из оснований).

Б). Из смысла соответстщих норм законов РУз алименты выражаются в денежном выражении
В соответствии
Со статьями 99, 102, 107, 115 СК РУз размер алиментов определяется в долях от заработной платы или иного дохода либо в твердой сумме.
Со статьей 101 СК РУз размер взыскиваемых с родителей в месяц алиментов совершеннолетним нетрудоспособным нуждающимся в помощи детям определяется судом в твердой денежной сумме.
Со статьей 110 СК РУз по спору о взыскании алиментов суд взыскивает необходимые сумы и размер алиментов определяется от заработной платы.
Со статьей 119 СК РУз алименты взыскиваются в твердой денежной сумме.
Со статьей 129 СК РУз  размер алиментов определяется в твердой денежной сумме.
Статья 105 ГПК РУз - Цена иска определяется, в том числе, по искам о взыскании алиментов - совокупностью платежей за один год.
Статья 238-8 ГПК РУз в судебном приказе о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, указывается, в том числе, имя и дата рождения каждого ребенка, на содержание которых присуждены алименты, размер платежей, взыскиваемых ежемесячно с должника, и срок их взыскания.

В то же время
·       статья 122 УК РУз предусматривает наказание за уклонение от содержания, то есть неуплата средств на содержание несовершеннолетнего либо нетрудоспособного лица, нуждающегося в материальной помощи;
·       статья 123 УК РУз предусматривает наказание за уклонение от содержания совершеннолетними лицами, то есть неуплата средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи родителей или заменяющих их лиц
·       статья 134 СК РУз предусматривает, что при добровольном заключении соглашения между сторонами алименты могут уплачиваться: в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты; в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически; в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества или иными способами, относительно которых достигнуто соглашение.

Таким образом, нормы статьи СК РУз, которые предусматривают
·       обязанности лиц по содержанию других лиц, содержание определяют как алименты, но только в денежном выражении;
·       а при добровольном соглашении алименты могут быть и в других формах (предоставление имущества или иные способы).

Неясно, почему вышеуказанные нормы статей СК РУз не предусматривают при обязательствах по содержанию, установленных в законе, не денежное выражение содержания.
Неясен также замысел законодателя и почему в главах 14, 15 и 16 СК РУз  в наиименовании статей указывается «обязанности по содержанию», а в тестах статей, где предусмотрен порядок выплаты «содержания» указываются «алименты».

В). Поскольку
·       нормы СК РУз предоставают право обращаться в суд только при невыполнении обязанности по уплате алиментов и только в случаях, когда такие выплаты предусмотрены в СК РУз,
·       статьи главы 17 СК РУз «Соглашение об уплате алиментов» не предусматривают право обращения в суд;
·       нормы ГПК РУз, которые регулируют только рассмотрение исков о взыскании алиментов, но не регулирует иски о взыскании других форм содержания, в том числе в материальном выражении, оказании услуг.  Например. Статьи 105, 238-2,  238-8, 241, 261 ГПК РУз.
·       а статьи 122 и 123 УК РУз предусматривают ответственность только за невыполнение решения суда; 
неясно как быть когда алименты не выплачиваются по соглашению
и почему нет наказания, хотя в КоАО РУз, за невыполнения взятых на себя обязательств без решения суда.

Юридически граждане лишены продекларированной в статье 44 Конституции РУз права  обращаться в суд - «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений».

Г). Статья 45 Конституции РУз декларирует, что «Права несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся под защитой государства».

Нормы СК и ГПК РУз фактически установили знак равенства между терминами «содержание» и «алименты».
В результате, из поля зрения выпал целый отряд чиновников и работников учреждений, организаций, которые и должны были бы от имени государства выполнять нормы статьи 45 Конституции РУз, в том числе обеспечивать содержание и защищать в этом вопросе несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых граждан своей страны.

Видимо не является секретом, что ограничено дееспособные или недееспособные граждане, находящиеся в  государственных воспитательных  учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях и организаиях находятся на содержании государства (по крайней мере должны).

Статьей 150 СК РУз установлено несколько форм передачи на воспитание детей, оставшиеся без попечения родителей, в том числе, в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Статья 60 УПК РУз определила законным представителем и представителей учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний или недееспособный участник процесса.
Статьей 148 СК РУз установлено, что защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.
В статье СК РУз 175 установлено, что «Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, на отделы здравоохранения - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, на органы по труду и социальной защите населения - в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.»

Однако ни КоАО, ни УК, ни СК, ни Закон РУз от 07.01.2008 г. «О гарантиях прав ребенка», ни какой другой закон РУз не устанавливает  ответственность руководителей, да и не только руководителей (воспитатели, преподаватели и другие сотрудники), этих государственных органов, учреждений, организаций за выполнение обязательств по содержанию ограниченно дееспособных и недееспособных граждан, в том числе и несовершеннолетних, и инвалидов.

В результате законодатель полностью освободил от административной и уголовной ответственности должностных лиц, государственных органов, учреждений и организаций, на попечении которых находятся несовершеннолетние или недееспособные или ограниченно дееспособные граждане за содержание подопечных.

Действительно, имеются статьи в УК РУз, в которых предусмотрена ответственность за должностные преступления. Например, статья 205  - злоупотребление властью или должностными полномочиями; статья 207 -  невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей; статья 208 - умышленное невыполнение должностным лицом действий, которые оно должно было или могло выполнить по службе.

Но ответственность по данным статьям очевидно не касаются должностных лиц соответствующих органов государственной власти, учреждений и организаций, так как  законами РУз на этих лиц вообще не возложена обязанность содержать находящихся под их опекой или попечительством недееспособных или ограниченно дееспособных граждан.
Кроме того, выпал целый класс сотрудников этих органов, учреждений и организаций, которые не являются должногстными лицами, но выполняют функции по содержанию подопечных (например, повар, завхоз или бухгалтер).

При этом хочу обратить внимание, что за неисполнение судебных актов предусмотрена уголовная ответственность по статье 232 УК РУз. Однако законодатель ввел новые, специальные статьи об уголовной ответственности за невыполнение решения суда
·       уклонение от содержания несовершеннолетнего либо нетрудоспособного лица, нуждающегося в материальной помощи (статья 122) и
·       уклонение от содержания нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи родителей (статья 123).
То есть законодатель видимо решил акцентировать внимание именно на этих преступлениях.
Правда не ясно, почему при этом законодатель снизил за данные преступления размер штрафа в два раза, чем предусмотрено в статье 232 УК РУз, и убрал такой квалифицирующий признак, отягчающий ответственность, как совершение этих же действий должностным лицом.

Часть 2.

Глава 7. Некоторые другие причины необходимости пересмотра нормативно – правовых актов.

Применяемые в законодательстве термины, рассмотренные в настоящей статье.

Применяемым в законодательстве РУз терминам :
·       семья,
·       молодая семья,
·       многодетные семьи,
·       приемная семья,
·       опекун,
·       попечитель,
·       законный представитель,
·       лица, заменяющие родителей
должны быть даны четкие определения (вероятно в Семейном кодексе), что исключит разночтение и произвольное трактование этих терминов.

Ниже приводятся только некоторые примеры искусственной путанитцы в законодательстве РУз, которые вызывают произвол и коррупцию в правприменительной практике.

А). В соответствии частью 3 статьи 75 ЖК РУз «При организации в установленном порядке семейного детского дома гражданам, назначенным родителями-воспитателями, для совместного проживания с переданными им на воспитание детьми предоставляется служебный жилой дом или служебная квартира.»
Однако нормы СК РУз предусматривают термин
·       «приемная семья» и «семейный детский дом»;
·       «приемные родители», но нет термина «родители-вопистатели».
Раздел IV СК РУз предусматривает только 4-е формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 150 СК РУз) :
·       усыновление, удочерение;
·       опека;
·       попечительство;
·       приемная семья.
Такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей как семейный детский дом СК РУз не предусматривает, а воспитателями при устройстве в приемную сумью являются по действующему СК РУз приемными родителями.

Таким образом нормы части 3 статьи 75 ЖК РУз юридически не имеют смысла и не применимо на практике.

Б). Согласно статьи 179 НК РУз не подлежат налогообложению доход физических лиц:в виде суммы материальной помощи членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы.
Однако В ТК РУз применяются другие термины – «Нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении» и «умершего кормильца» (например, статьи 192 и 193 ТК РУз)..
Кроме того статьи 192, 193 ТК РУз предусматривает «возмещение вреда в связи со смертью работника» и не предусматривает материальную помощь «работнику в связи со смертью члена его семьи». ТК РУз вообще не предусматривает «материальную помощь в связи со смертью работника».
Согласно ТК РУз материальная помощь оказывается только лицам, потерявшим работу (статья 64).

Таким образом нормы статьи 179 НК РУз и соответствующих статей ТК РУз находятся в противоречии и неясно  в каких всетаки случаях применяется данная льгота.

В). Согласно абзаца 3 части 1 статьи 179 НК РУз не подлежат налогообложению доход физических лиц в виде выданных наличных денежных средств, предназначенных за амбулаторное и (или) стационарное медицинское обслуживание своих работников и их детей, которые выплачиваются непосредственно работнику, а при его отсутствии - членам его семьи, родителям.
Однако согласно определения, данного в статье 22 этого же Кодекса родители уже являются членами семьи.
Тогда о каких родителях не членах семьи идет речь в статье 179 ?
Возможно, такая несуразится связана с тем, что родители являются кровными родственниками по прямой линии в соседних поколениях, но не всегда являются членами семьи. Если принять это за основу (что правильно), то норма статьи 22 НК РУз не правильная.

Г). При рассмотрении вопроса как законы РУз определяют термин «члены семьи» попутно проявляются примеры коррумпированности и декларативности некоторых норм законов.
Так,
·       в пункте 27 статьи 145 НК РУз указано, что к прочим расходам относятся «материальная помощь в связи с трудовым увечьем или иным повреждением здоровья работника, или со смертью члена семьи работника, либо выплачиваемая членам семьи в связи со смертью работника»;
·       в статье 179 НК РУз говорится об освобождении о налога на доход материальной помощи «членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи».

Обязанность работодателя по выплатам в случае смерти работника определена в статье 193 ТК РУз где установлено, что
Выплачивается размер вреда, подлежащего возмещению в связи со смертью кормильца.
А также что возмещение вреда осуществляется не членам семьи, а
·       нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего кормильца и имеющим право на возмещение вреда в связи с его смертью
·       нетрудоспособным лицам, не состоявшим на иждивении умершего, но имеющим право на возмещение вреда.
Согласно ТК РУз материальная помощь в связи со смертью работника не оказывается. Имеется только
·       материальная помощь оказывается лицам, потерявшим работу, впервые ищущим ее (статья 64);
·       дополнительные виды помощи в связи с утратой профессиональной трудоспособности (статья 190).

Смотри так же
·       Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 11.02.2005 г. N 60 «Правила возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей». В настоящее Правила внесены изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 24.03.2010 г. N 52.
·       Статью 35 Закона "О занятости населения" (Новая редакция) и Положения о порядке, размерах и условиях оказания материальной помощи безработным гражданам, выделяемой из средств Государственного фонда содействия занятости, зарегистрированного МЮ 23.11.1998 г. N 548.

Таким образом
·       Нормы статьи 179 НК РУз являются чисто декларативными, а реальное возмещение вреда в связи со смертью работника, не освобождается от налога на доход физических лиц.
·       А нормы статьи 193 ТК РУз по сравнению с НК РУз явно и несправедиво сокращают количество лиц, которым подлежит выплата вреда в связи со смертью работника.

При этом в НК РУз понятия «материальная помощь» и «возмещение вреда» явно не перепутаны.
Так в статье 147 прямо указано, что к расходам, не подлежащим вычету при определении налогооблагаемой прибыли, относятся выплаты в качестве возмещения вреда, причиненного работникам трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, выплачиваемые сверх норм, установленных законодательством; (Пункт в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. N ЗРУ-241), что соответствует статье 189 ТК РУз «Обязанность работодателя возместить вред, причиненный здоровью работника» и статье 190 ТК РУз «Размер вреда, подлежащего возмещению в связи с повреждением здоровья работника».
В ТК РУз также четко разграничены в каких случаях выплачивается материальная помощь или врзмещение вреда.

Д). Имеется Закон РУз от  26.04.2012 г. N ЗРУ-327 «О семейном предпринимательстве». Принят Законодательной палатой 16 марта 2012 года. Одобрен Сенатом 23 марта 2012 года. В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352
Где в статье 5 предусмотрено, что «Участниками семейного предприятия могут быть глава семьи, его супруга (супруг), дети и внуки, родители, иные родственники, достигшие трудоспособного возраста (супруги детей и внуков, кровные и сводные братья и сестры, их супруги и дети, дяди и тети).»
Данная норма не соответствует данному в статье 22 НК РУз определению «члены семьи» -
супруг, супруга, родители или усыновители и дети, в том числе усыновленные и удочеренные.

Е). Статьей 68 ТК РУз «Государство обеспечивает дополнительные гарантии: лицам, нуждающимся в социальной защите, испытывающим затруднения в поиске работы и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе одиноким и многодетным родителям, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет и детей-инвалидов;
Точно в такой же формулировке государством предоставляется дополнительные гарантии в статье 7 Закона РУз от 13.01.1992 г. N 510-XII «О занятости населения». Новая редакция. Утверждена Законом РУз от 01.05.1998 г. N 616-I.  В настоящий Закон внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 22.12.2009 г. N ЗРУ-238.

Такое внимание со стороны государства к многодетным семья дело хорошее, но автор статьи не нашел ни ТК РУз, ни в Законе «О занятости населения» какие же дополнительные гарантии предоставляются многодетным родителям.

Ж). В статье 150 СК РУз идет речь об «устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семью (на усыновление, удочерение, под опеку, попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения)».
Статьей 47-2 КоАО РУз устанавленна административная ответственность за нарушение требований законодательства при передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание.
Изложение текстов в данных статьях можно трактовать по разному - соответствующее государственное учреждение для детей - сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей 
·       не является опекуном или попечителем детей и, следовательно, это  учреждение не несет права и обязанности опекуна или попечителя и не несет такую же ответственность за опекаемых детей,
·       взожно такие учреждения и являются опекунами или попечтителями;
·       а возможно у таких учреждений какой-то другой статус, который законодатель не указал в данных законах.

Кроме того зотелось бы отметить еще одну проблему, не относящуяся к теме данной статьи – термин «дети». Законодатель легко применяет данный термин и видимо не отдает себе отчета, что детство это этап развития человека от рождения до начала полового созревания, период интенсивного физического и психического развития. При нормальном развитии детство заканчивается примерно в 12 лет. Таким образом, из под действия статьи 150 СК РУз и статьи 47-2 КоАО РУз «выпадает» огромное количество несовершеннолетних. Встает совершенно обоснованный вопрос - зачем применяется термин «дети», если есть термин «несовершеннолетние», которые все более или менее понимают одинаково ? Может быть в целях возможности решать индивидуально привлекать к ответственности или нет соответствующих чиновников ?

Специальные гарантии и льготы для женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей, предусмотренные ТК РУз .

Приведенные в данной статье понятия терминов и их применение в законодателльстве РУз не являются теоретическими рассуждениями и имеют совершенно очевидное прикладное значение.

Часть примеров применения данных терминов указаны выше.
Для полее полного понимания значения темы, затронутой в данной статье, предлагается разобрать гарантии и льготы, предоставляемые ТК РУз лицам, занятых исполнением семейных обязанностей.

В главе XIV § 1 ТК РУз установлены «Дополнительные гарантии для женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей».

Эти гарантии можно условно разделить на четыре категории :

·       Гарантии только для женщин.
·       Гарантии для лиц, кроме женщин, которые прямо указано в конкретной статье.
·       Гарантии лицам, усыновившим новорожденных детей или установившим опеку над детьми (статья 235).
·       Гарантии для перечисленных в статье 238 лиц, на которых распространяются гарантии для женщин.

Для того чтобы разобраться какие конкретно гарантии и на какие лица они распространяются необходимо тщательный анализ норм всех статей § 1, так как установить это просто прочитав эти статьи невозможно.

Автор статьи посчитал возможным, для понимания этого вопроса, анализ проводить от норм статьи 238 (последней статьи § 1).

Первый вопрос – на кого распространяются гарантии и льготы для женщин ?
Согласно статьи 238 на следующие лица :
·       отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнской заботы о детях);
·       на опекунов (попечителей) несовершеннолетних;
·       бабушку;
·       дедушку;
·       других родственников, фактически воспитывающим детей, лишенных родительского попечения.

Второй вопрос – какие гарантии и льготы распространяются на них ?
Согласно статьи 238
·       ограничение ночного труда и сверхурочных работ, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки (статья 228);
·       предоставление дополнительных отпусков (статья 232);
·       установление льготных режимов труда
·       и другие гарантии и льготы, установленные законодательными и иными нормативными актами о труде.

Две первые гарантии и льготы отражены в нормах конкретных статей.

Третья - установления льготных режимов труда, требует комментарии.

Для понимания этой нормы статьи 238 ТК РУз необходимо установить, что в ТК РУз понимается под режимом труда.

Понятие «режим труда» в ТК РУз не раскрыто.

В принципе (не по ТК РУз) режим рабочего времени (правильно режим труда и отдыха) - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность - количество смен в сутки, длительность смены в часах, продолжительность рабочей недели и общее время работы предприятия, цеха, в течение календарного периода (сутки, месяц, квартал, год). Исходя из этого, режимы труда и отдыха подразделяются на внутрисменные, суточные, недельные и годовые.
Частично в этом понимании режим труда раскрыт в главе VII «Рабочее время», в частности в статье 120, а также косвенно в статье 220 ТК РУз.

Кроме того.

По смыслу статьи 52 ТК РУз режим труда не включает :
Оплату -  (часть 1 статьи 228-1 - сохранение оплаты в связи с сокращенной рабочей неделей).
Условиях и охрана труда -
(статья 225. Работы, на которых запрещается применение труда женщин, статья
226. Перевод беременных женщин на более легкую или исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов работу,
статья 227. Перевод на более легкую или исключающую воздействие неблагоприятных производственных  факторов работу женщин, имеющих детей в возрасте до двух лет.
статья 228. Ограничение труда женщин на ночных, сверхурочных работах, работах в выходные дни и направления их в командировку).
Режим отдыха -
(статья 228-1. Право женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет и работающих в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, на сокращенную продолжительность рабочего времени. Статья введена в соответствии с Законом РУз от 14.04.1999 г. N 760-I,
Статья 229. Установление неполного рабочего времени для женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей,
статья 230. Дополнительный выходной день,
статья 231. Льготы женщинам при установлении очередности предоставления ежегодных отпусков,
статья 232. Дополнительные отпуска,
статья 233. Отпуска по беременности и родам,
статья 234. Отпуска по уходу за ребенком в возрасте до двух и до трех лет,
статья 235. Отпуска лицам, усыновившим новорожденных детей или установившим опеку над детьми,
статья 236. Перерывы для кормления ребенка)
Доплаты компенсационного характера.
Содействие занятости, переобучению работников.
Специальные мероприятия по социальной защите.

По смыслу статьи 58 ТК РУз режим труда не включает
Защиту от незаконных отказа в приеме на работу и прекращения трудового договора (статья 224),
гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, при прекращении трудового договора (статья 237).

Таким образом глава XIV § 1 ТК РУз имеет 16 статей, с 224 по 238.
Если исключить две статьи, которые специально указаны в части 1 статьи 238 (228 и 232), то из 16 статей нормы 14 статей  не распространяются на лиц, предусмотренных в статье 238 ТК РУз.
Нормы только 2-ух статей (228 - ограничение ночного труда и сверхурочных работ, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, и 232 - предоставление дополнительных отпусков), прямо укзаны в статье 238 ТК РУз и распространяются на лиц, перечисленных в этой статье.

В принципе (не по ТК РУз) режим рабочего времени (правильно режим труда и отдыха) - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность - количество смен в сутки, длительность смены в часах, продолжительность рабочей недели и общее время работы предприятия, цеха, в течение календарного периода (сутки, месяц, квартал, год). Исходя из этого, режимы труда и отдыха подразделяются на внутрисменные, суточные, недельные и годовые.
Частично в этом понимании режим труда раскрыт в главе VII «Рабочее время», в частности в статье 120, а также косвенно в статье 220 ТК РУз.

Исходя из данной автором данной статьи понятия режима труда и отдыха, можно предположить, что всетаки относятся к льготе, которая распространяется на лиц, перечисленных в статье 238 ТК РУз, но только теоритечиски, статьи :
статья 228-1. Право женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет и работающих в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, на сокращенную продолжительность рабочего времени. Статья введена в соответствии с Законом РУз от 14.04.1999 г. N 760-I;
статья 229. Установление неполного рабочего времени для женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей;
статья 230. Дополнительный выходной день;
статья 231. Льготы женщинам при установлении очередности предоставления ежегодных отпусков;
статья 232. Дополнительные отпуска;
статья 233. Отпуска по беременности и родам;
статья 234. Отпуска по уходу за ребенком в возрасте до двух и до трех лет;
статья 235. Отпуска лицам, усыновившим новорожденных детей или установившим опеку над детьми;
статья 236. Перерывы для кормления ребенка.

Но сдесь возникает сложность отнесения этих статей к льготе, определенной в статье 238 как режим труда :

Во-первых. Статья 232 определена в статье 238 как отдельная гарантия и льгота, следовательно к режиму труда, по замыслу законодателя, не относится.

Во-вторых. Нормы статей 229, 230, 231, 234 сами содержат перечень лиц, кроме женщин, на которых распространяются предусмотренные в данных статьях гарантии и льготы, следовательно к режиму труда, по замыслу законодателя, не относятся.

В-третьих. По смыслу текста статей 233 и 236, предусмотренные в них гарантии и льготы нельзя отнести к, например, отцу, бабушке или дедушке. Для отнесения этих гарантий и льгот на указанных в статьей 238 лиц текст статей должен быть изложен совершенно по-другому. Так, в статье 233 указано отпуска по «беременности и родам» - беременность явно не относится к отцам; в статье 236  предусмотрены «перерывы предоставляются не реже чем через три часа» - что соответствует кормлению ребенка грудью и явно не относится к отцам.

Остается только статья 228-1 «Право женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет и работающих в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, на сокращенную продолжительность рабочего времени». Данная статья введена в ТК РУз дополнительно в соответствии с Законом РУз от 14.04.1999 г. N 760-I.

Таким образом, в главе XIV § 1 ТК РУз из 16 в 2-х статьях (228 и 232) имеются гарантии для лиц, кроме женщин, которые указаны в статье 238 и теоретически еще одна статья (228-1) имеет к этим лицам отношение.

Четвертая - другие гарантии и льготы, установленные законодательными и иными нормативными актами о труде.

Так как
·       данная формулировка содержится в той или иной форме в большинстве законов РУз и ничего конкретного не устанавливает;
·       статья 18 Конституции РУз содержит норму, в соотвествии с которой льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости;
·       кодекс является не очередным законом, а свободом законов, следовательно в нем должны быть отражены все соответствующие гарантии и льготы
отсылка на неизвестные нормативно – правовые акты явно необоснована и неоправдана.




[1] Жилищный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 24.12.1998 г. N 713-I. Введен в действие с 01.04.1999 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 24.12.1998 г. N 714-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.12.2011 г. N ЗРУ-313.
[2] Гражданский кодекс РУз. Утвержден Законами Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 163-I и от 29.08.1996 г. N 256-I. Введен в действие с 01.03.1997 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29.08.1996 г. N 257-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 29.12.2012 г. N ЗРУ-345.
[3] Уголовно-процессуальный колекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2013-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII.
[4] Приложении N 1 к Постановлению КМ РУз от 11.02.2005 г. N 60. В настоящее Правила внесены изменения в соответствии с Постановлением КМ РУз от 24.03.2010 г. N 52.
[5] Закон от 13.01.1992 г. N 510-XII «О занятости населения» в новой редакции, увтержден Законом РУз от 01.05.1998 г. N 616-I.
[6] Кодекс РУз об административной ответственности. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2015-XII. Введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2016-XII. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[7] Абзац третий пункта 16 Постановления от 20.07.2011 г. N 5 "О применении судами законодательства о праве наследования»/
[8] Трудовой кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 161-I. Введен в действие с 01.04.1996 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 162-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
[9] Утверждено Приказом министра труда и социальной защиты  населения от 01.04.2002 г. N 21, зарегистрированным МЮ 08.05.2002 г. N 1136. В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с Приказом министра труда и социальной защиты населения, зарегистрированным МЮ 20.05.2003 г. N 1136-1, Приказом министра труда и социальной защиты населения, зарегистрированным МЮ 28.07.2007 г. N 1136-2.

[10] Коституция РУз. Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва. В редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II. В настоящую Конституцию внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-284.
[11] Семейный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. N 607-I. Вводится в действие с 1 сентября 1998 г.
В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.
Ранее дейстовал Кодекс о браке и семье, утвержденный Законом УзССР  от  6  июня  1969  года Постановлением Олий Мажлиса РУз от 30.04.1998 г. N 608-I данный Кодекс о браке и семье утратил силу полностью.
[12] Гражданский процессуальный кодекс РУз. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 477-I. Введен в действие с 01.01.1998 г. в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 477а-I. В настоящий Кодекс внесены последние изменения в соответствии с Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352.

Комментариев нет:

Отправить комментарий